Знание языка тела (значение
различных жестов, мимики и т.д) - на Западе обязательно для менеджеров,
начиная со среднего звена . В данной статье приведено значение лишь
очень немногих жестов из всего их многообразия.
Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе
современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей
культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована
сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью
ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента
изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных
отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и
психодиагностической работе, а также в социально-психологической
практике.
Этот тест предназначен для выявления акцентуаций характера, т.е.
определенного направления характера. Опросник включает в себя 88
вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера.
Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью,
вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о
глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает
склонность к педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную тревожность,
шестая – склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о
демонстративности поведения испытуемого, восьмая – о неуравновешенности
поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая –
силу и выраженность эмоционального реагирования.
Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности,
которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при
определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном
направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих
каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты
достигают особо большой выраженности.
Предлагаемые вопросы относятся к различным свойствам темперамента.
Ответы на эти вопросы не могут быть хорошими или плохими, так как
каждый темперамент обладает своими достоинствами. Отвечать на вопросы
следует в той последовательности, в которой они расположены, не
возвращаясь к ранее данным ответам. На каждый вопрос следует дать один
из трех ответов: «да», «нет», или «не знаю» (?). Ответ «не знаю»
следует давать тогда, когда трудно остановиться на «да» или «нет».