В нашей статье мы попробуем обозначить конкретные темы для подготовки малыша к собеседованию, чтобы родители не потерялись в обилии информации, изложенной в литературе типа «Как подготовить ребенка к школе».
Следует знать, что при поступлении ваш малыш встретится с учителем
начальных классов, психологом, логопедом, невропатологами, а в случае
особых требований к поступающим — и с другими специалистами. Они
протестируют ребенка на зрелость личности, мышления, моторики, речи,
мотивов обучения и др. Кроме того, школа может выставить и свои условия
зачисления, хотя считается, что у нее нет на это права. Имейте в виду,
чем у центра обучения выше рейтинг, тем разнообразнее требования.
Помимо испытания с помощью изощренных познавательных задач некоторые
учебные заведения пытаются проверять личностную и социальную зрелость
будущих школьников посредством трехдневных тренингов общения,
традиционный метод беседы может их не устроить. Во многих школах
существуют туры прохождения, повергающие родителей в панику, так как
неясно, чему учить малыша и что у него могут спросить на тестировании.
В данной статье личностную и социальную зрелость дошкольников
мы обсуждать не будем, так как это тема для отдельного разговора. А вот
конкретные тестовые задания — от простых до сложных — предлагаем
вниманию родителей.
Первое, что могут попросить сделать вашего ребенка на
собеседовании, — рассказать о себе и своей семье. Причем ответы должны
быть полные: имена, фамилии, отчества, профессии, адрес, круг
интересов. Уже здесь иногда возникают сложности. Особо усердные
педагоги, пытаясь усложнить задачу, могут спросить: «А как зовут папу
твоей мамы?» Малыш должен ответить, назвав полное имя дедушки. Или:«А
какой по счету месяц перед месяцем твоего рождения?» Затем вашим чадом
займется логопед. Кроме явных недостатков речи, которые вы замечали и
сами (неправильное произношение отдельных звуков допустимо), специалист
оценит умение будущего школьника пользоваться родным языком. Приведем
примеры основных тем:
- Множественное число. Например, зайчонок — зайчата.
- Падежи: утята — нет утят.
- Прилагательные разных родов. Опиши животное. Чей хвост? Лошадь — лошадиный. Чье ухо? и т. д.
- Обобщающие слова. Скажи коротко: остаться на зиму — зимовать.
- Синонимы
и антонимы для разных частей речи (существительных, прилагательных,
глаголов). Скажи по-другому «метель». Ответ — вьюга, буран, пурга.
Скажи наоборот: зима — лето.
- Сравнение. Малина сладкая, но мед …
- Метафоры. Объясни, что значит «душа в пятки ушла».
- Тавтология. Найди ошибку и скажи правильно: «туфли запылились пылью».
- Широкий
словарный запас. Ребенок должен знать слова, редко используемые в
повседневной речи. Их темы различны. Например, животные, птицы, их
детеныши, их группы (утка и селезень — утенок, свинья и кабан —
поросенок, много овец — отара). Кто из них где живет (медведь — в берлоге, собака — в конуре, волк — в логове
и т. д.). Кто из них как подает голос (корова мычит, волк воет). Какие
бывают профессии? Что делают люди этих профессий, какими инструментами
пользуются?
- Загадки и скороговорки.
Следующий специалист — это непосредственно учитель начальных классов. Он проверит наличие
у малыша знаний, которые послужат основой для усвоения нового материала
на уроках чтения, письма, математики, естествознания.
Считается, что ребенок не должен уметь читать, идя в школу. Но во
многих учебных заведениях педагоги оценивают практически все навыки
чтения: скорость, понимание прочитанного через пересказ, интонирование
(выразительность чтения), ударения. Конечно же, тексты небольшие —из
пяти предложений, но спрос, как с будущих первоклассников. Поэтому
имеет смысл научить ребенка читать и понимать прочитанное. Последнее —
очень важный момент. В некоторых школах могут простить неумение читать,
но если малыш не сможет пересказать прочитанный ему учителем рассказ,
тест окажется не-пройденным.
Проверяя уровень развития мелкой моторики рук, специалисты
прибегают к различным испытаниям. Конечно, детей не заставляют писать
прописными буквами, но могут попросить «попечатать», то есть написать
некоторые печатные буквы. Чаще всего используют рисуночные тесты на
свободные темы, скажем «Дом. Дерево. Человек», «Твоя семья» или любые
другие. Ребенок рисует, как умеет, затем по уровню исполнения задания
специалисты определяют развитие его руки, интеллекта и даже
психологические проблемы.
Другой тип теста для руки — срисовывание. Дошкольнику показывают
небольшой графический символ — домик, прописную букву, геометрическую
фигуру — и предлагают его скопировать.
Третий тип проверки — графический диктант. Это более сложная
работа, так как здесь кроме развитой моторики руки необходимы еще и
такие данные, как ориентация в пространстве, достаточная слуховая и
зрительная память. Будущему ученику шаг за шагом диктуют, что
необходимо нарисовать. Например: «Одна клеточка вправо, две клеточки
вверх, одна наискосок влево вниз и т. д.» Затем могут попросить
продолжить выполнять задание самостоятельно: точно повторить полученный
рисунок по клеточкам.
Существует и четвертый тип диктанта: ребенку диктуют два
раза с небольшим перерывом задание, после чего он выполняет его один.
Например: «Нарисуй пять кружков так, чтобы они были разного цвета и
размера. Пусть четвертый будет красным, а средний — самым маленьким».
Специалисты применяют еще и творческий вариант графического
теста, который помимо перечисленных навыков показывает нестандартность
мышления малыша. На листке изображены по несколько штук черточки,
кружочки, квадратики. Нужно дорисовать как можно больше рисунков исходя
из данного начального символа.
Хочется предостеречь родителей, из лучших побуждений покупающих
детям прописи и заставляющих их писать прописные буквы. Делать это
категорически нельзя, так как далеко не вся подобная литература
отвечает последним требованиям к написанию букв и цифр. А от
правильного соединения букв зависит скорость письма вашего малыша в
будущем. Зато прописи со штриховками, раскрасками и элементами букв
используйте без опасения.
Проверяют на собеседовании и элементы математических знаний:
умение считать от 1 до 20 и обратно, сравнивать числа в пределах
десятка, решать простейшие математические задачи на сложение и
вычитание. Поступающему в первый класс ребенку должны быть известны
основные свойства предметов (цвет, форма, размер). Ему нужно
продемонстрировать умение видеть расположение объекта в пространстве
(справа, слева, спереди, сзади, под, над и др.).
Из области естествознания малыша могут спросить о явлениях природы
(листопад, ледоход, времена года и пр.), закономерностях календаря
(вопросы о месяцах, неделе, сутках и т. д.), видах природы (живая,
неживая), животном и растительном мире, человеке, мире искусственных
вещей, сотворенных людьми. Причем оценка будет выше, если будущий
ученик, рассказывая, например, о животных, сразу поделит их на
диких и домашних, хищников и травоядных. Вообще при ответе желательно
сразу выделять сначала род, затем вид, а потом и сам описываемый
предмет. Скажем, «Жигули» —это транспорт, наземный транспорт,
автомобиль. Если ребенок умеет так рассуждать, то его знания системны,
а значит, и долговечны.
Уровень развития познавательных способностей дошкольника
(внимание, логическое и творческое мышление, память), его личность,
навыки общения и многое другое оценивает психолог. Для этого в его
арсенале десятки тестов и методик. Но какие из них он предложит вашему
ребенку, неизвестно. Поэтому далее поговорим о популярных заданиях.
1. «Исключенное четвертое». Ребенку предлагают четыре картинки,
одна из них не подходит под общий признак трех остальных. Например,
изображены персик, абрикос, слива, морковь. Лишняя картинка здесь —
морковь, потому что на всех иных нарисованы фрукты, а морковь — овощ.
Но можно выделить другой признак, предположим цвет. Тогда лишней
окажется слива, так как она синяя, а все прочие —оранжевые. Будет очень
хорошо, если вы научите ребенка видеть различные варианты решений.
Бывает, задание усложняют. Допустим, просят перечислить предметы на
слух, не показывая картинки. Кроме того, на первый взгляд их группы и
не поддаются никакой системе. Скажем, тетрадь, блокнот, книга, альбом.
2. «Корректурные пробы». К примеру, «Расставь цифры». На листе
изображены 5–7 рядов, состоящих из 7–9 различных символов — снежинок,
солнышек, мячиков, грибков и т. д. Они чередуются в произвольном
порядке. Вверху листа дан образец. За каждым символом закреплена
определенная цифра. Допустим, «солнышко» — это «5», а «мяч» — «1» и т.
д. Ребенок должен очень быстро и правильно заполнить весь лист,
подписав над каждым символом нужную цифру, данную в образце.
3. «Найди ошибки в серии». Нарисован ряд символов, идущих в
определенном порядке, например все рожицы улыбаются, а одна грустная.
Нужно найти нарушение. Задачу усложняют, если порядок изменен — две
рожицы веселые, а одна — грустная, две рожицы веселые, а одна —
грустная, и вдруг две рожицы веселые и две грустные. Здесь и кроется
ошибка.
4. «Заполни таблицу». Ребенку предлагают таблицу — три клетки по
горизонтали, шесть по вертикали. В ней лишь первая горизонтальная
строка заполнена тремя различными символами — скажем, треугольником,
кругом, квадратом. Необходимо заполнить всю таблицу так, чтобы порядок
заполнения фигурами в каждой горизонтальной строке не повторялся.
5. «Недостающие детали». Предлагают различные картинки, от простых до сложных, со стертыми мелкими деталями. Нужно их найти.
5.1 «Лабиринты». Подобные задания можно встретить во многих
детских книгах, когда нужно помочь зайчику выбрать правильную дорогу к
морковке, а не к волку. В школьных тестах эти лабиринты, конечно же,
намного сложнее.
5.2. «Расставь картинки по порядку и придумай по ним рассказ». Картинок может быть от 3 до 7.
5.3. «Собери картинку». Речь идет о горячо любимых детьми пазлах. В картинке может быть от 4 до 9 частей.
5.4. «Собери кубики по образцу». Из четырех или девяти кубиков нужно
собрать рисунок, показанный в образце. Кубики могут быть с
разноцветными сторонами, где каждая грань имеет один цвет или,
разделенная по диагонали, имеет два разноцветных треугольника. Именно
ими и пользуются дети, собирая рисунок.
Существует ряд методик, позволяющих в процессе общения с малышами
выявить их осведомленность о проблемах существования в обществе, о
степени сформированности навыков их решения. На эту обширную тему мы
поговорим в другой раз.
Разумеется, нельзя быть готовым по всем вопросам, и родителям
нужно предупредить ребенка, чтобы он не терялся, а отвечал исходя из
своего опыта. Главное — держаться уверенно, что педагог примет за
творческое мышление.
Хочется посоветовать родителям не терять чувства меры относительно
прохождения собеседований в нескольких центрах обучения. Многие папы и
мамы, опасаясь, что их чадо не поступит в престижную школу, с апреля до
мая водят малыша по собеседованиям, изнуряя его и превращая радостное
событие поступления в школу в психотравмирующую ситуацию. К пятому
тестированию он забывает все, что знал. А если еще наметилось
несоответствие знаний ребенка и его самооценки, то возможно
возникновение серьезных проблем, причем не только у малыша.
Для того чтобы помочь будущему ученику быстрее адаптироваться к
педагогу, одноклассникам и, наконец, к самой школе, сегодня практически
во всех учебных заведениях работают годичные или двухгодичные
подготовительные курсы. Многие родители недооценивают их эффективность.
Одни считают, что их ребенок достаточно развит и ему нечего там делать,
другие не хотят отнимать у малыша последние беззаботные годы, считая,
что детский сад даст все необходимое. Это ошибка. Часто умные домашние
детишки не готовы к коллективному обучению, не могут сосредоточиться,
когда рядом шумят двадцать человек. А объем знаний, который получают
малыши в детских садах, часто не соответствует требованиям школы.
Дошкольные курсы — серьезное подспорье занятым родителям.
В заключение хочется пожелать вашим детям удачного поступления в
выбранную вами школу с наименьшими трудностями и потерями. Ну а в
случае неудачи советуем не отчаиваться и помнить, что ребенок от
природы —мудрое существо. Возможно, он понял интуитивно, что данная
школа ему не подходит и нужно искать другую, ту, которая раскроет его
способности и таланты.
27.02.2006
Алена КУЗИНА, психолог
|