Задание 1 - "изготовление аппликации".
Назначение задания: диагностика умений детей анализиро-
вать условия предьявленной в данном случае, практического ха-
рактера: планировать ход ее решения, выбирать адекватные дей-
ствия, критически оценивать полученный результат.
Организация работы. Ученику дают белый лист бумаги с
изображением контура лодочки с парусом и цветные геометричес-
кие фигуры (4 квадрата - 2 см х 2 см., 4 прямоугольных равно-
бедренных треугольника с катетом в 2 см, все одного цвета).
Работа состоит из двух частей: 1 часть - выполнение за-
дания, II часть - оценка учеником выполненого задания и, в
случае необходимости, переделка работы - изготовление новой
апликации.
Инструкция к I части работы: "Перед тобой контур како-
го-то предмета. Как ты думаешь, что это такое ?". Ребенок:
"Лодочка". "Надо эту лодочку раскрасить, но не карандашом, а
с помощью этих (показывает) геометрических фигур. Фигуры надо
уместить внутри лодочки так, чтобы они не выходили за пределы
изображения".
Инструкция ко II части работы: "Посмотри внимательно на
свою лодочку. Нравиться она тебе? Красивая получилась? Все ли
ты сделал правильно?". Если ученик сам незамечает допущенных
ошибок (фигуры не прилегают друг к другу, выходят за очерта-
ние контура), учитель указывает на них. Спрашивает, хочет ли
он сделать новую лодочку, лучше? В случае отрицательного от-
вета педагог не настаивает на этом.
Оценка выполнения аппликации.
При оценке учитывается:
а) способ выполнения ребенком задания (задание выполняет
на основе первоначального обдумывания, планирования раз-
мещения геометрических фигур или без планирования, мето-
дом проб и ошибок);
б) рациональность размещения фигур;
в) критичность в оценке выполненого задания;
г) желание, готовность исправить допущенные ошибки и са-
мостоятельно;
д) темп деятельности при выполнении задания.
1-й уровень - фигуры выполнены правильно и быстро (уче-
ник мгновенно проанализировал задание и начал его выполнение).
2-й уровень - контур заполнен правильно, но ученик рабо-
тал путем проб и ошибок, поэтому затратил больше времени; в
процессе работы сам корректировал.
3-й уровень - только часть контура заполнена правильно,
некоторые фигуры выходят за его очертания; при оценке работы
ошибок не замечает, но когда учитель обращает на них внима-
ние, готов их исправить.
4-й уровень - контур заполнен хаотично, большинство гео-
метрических фигур выходят за его очертания, ошибки не замеча-
ются, желания сделать лучше при указании на них нет.
Задание 2 - продолжение орнамента.
Назначение задания - установить способность ребенка к
анализу и синтезу зрительно-воспринимаемой и индивидуально
предьявленной информации, осознанию закономерностей, к удер-
живнию ученой задачи и ее условий в процессе деятельности,
восприимчивость к помощи.
Организация работы. Для работы заранее на отдельных кар-
точках готовятся варианты орнамента.
Орнамент-образец выполняется цветными фломастерами (на
представленном рисунке цвет конкретной фигуры обозначен бук-
вами). Для удобства в работе карточка, на которой нарисован
орнамент, наклеивается на прямоугольный конверт. В конверт
для каждого нового ученика всиавляется лист, на котором и вы-
полняется задание.Варианты задания предьявляются последова-
тельно - от первого, наиболее сложного, к третьему, смому
простому. Если ребенок справляется с первым варианто, предь-
являть следующие варианты нет необходимости. Второй и третий
варианты задания предьявляются только в тех случаях, когда
ребенок не справляется с предыдущем7 Они уже в своем содержа-
нии имеют последовательно возрастающие элементы помощи ребен-
ку (или делая более яркими, броскими тонкие различия в вели-
чине фигур - второй вариант орнамента, или снимая их вовсе).
Инструкция: " Рассмотри внимательно орнамент и продолжи
его".
Оценка выполнения задания: При оценке учитывается только
правильность воспроизведения заданных в образце последова-
тельных различий между составляющими орнамент фигурами (раз-
личия в величине, форме, цвете фигур).
1-й уровень - правильно выполняется 1 вариант задания.
2-й уровень - правильно выполняется 2-ой вариант задания.
3-й уровень - ребенок смог правильно выполнить лишь тре-
тий вариант задания.
4-й уровень - даже третий вариант задания ребенок пра-
вильно выполнить не смог.
Задание 3 - классификационный анализ сюжетной картинки.
Назначение задания: определить уровень развития аналити-
косинтетических способностей ребенка, его умение анализиро-
вать, обобщать, классифицировать наглядно воспринимаемую ин-
формацию: находить общие и отличительные признаки изображен-
ных предметов, осозновать основания различий, классифициро-
вать эти предметы с опорой на существенные признаки.
Организация работы. В задании используется любая сюжет-
ная картинка. Это может быть городской, сельский пейзаж, осо-
бенности жизнедеятельности людей и проч. Важно, чтобы в кар-
тине было много разнообразных обьектов (например, дома, люди,
животные, техника, растительность и т.д.).
Задание состоит из двух частей: первая - обучающая, вве-
дение в экспериментальную ситуацию, вторая - выполнение зада-
ния. В случае затрудненийй ребенку оказывается помощь.
В первой части - обучающей - ребенок учится выполнять
классификацию известных ему реальных предметов. При этом учи-
тель его подводит к пониманию того, что сходные предметы мож-
но назвать одним обобщающим словом. Выполняются несколько уп-
ражнений с привлечением ряда обобщающих понятий, например,
таких, как "мебель", "учебные вещи", "посуда". К выполнению
второй части задания можно переходить, если педагог убедился,
что ребенок понял, что от негго требуется.
Инструкция ко второй, основной части задания: "Рассмот-
ри картинку внимательно и назови предметы,которые можно обь-
единить в одну группу. Дай общее название этой группе предме-
тов, как мы сейчас делали".
Оценка классификационного анализа:
1-й уровень - дети легко выделяют отдельные предметы,опи-
раясь на их общие, существенные признаки и дают этой группе
обобщенное в понятии название: "растения", "транспорт", "люди",
"домашние животные" и проч.
2-й уровень - дети выделяют предметы в группу правильно,
однако, обобщенное понятие в основном дается по функциональному
признаку:"что носят", "что едят", "что движется", или ребенок
затрудняется дать общее название. На оказываемую помощь легко
откликается.
3-й уровень - разные предметы обьединяются детьми по ситу-
ативному признаку (людей обьединяют с домом - "они здесь живут",
животных обьединяют с растительностью -"они это любят"),направ-
ляющая, обучающая воспринимается с трудом.
4-й уровень - дети при классификации обьединяют разные пред-
меты по несуществуемому признаку (цвету, величине) или называют
отдельные предметы без какой-либо группировки.
Задание 4 - повторение ребенком прохлопанного ритма.
Назначение задания: выявить уровень звуковой дифференци-
ации на несловесном материале, умение устанавливать временные
отношения в заданной группе звуков.
Организация работы: предлагаются последовательно 3 рит-
ма, состоящие из 5 хлопков в любом их сочетании. Ребенок пов-
торяет ритм после каждого прохлопывания экспериментатором.
Инструкция: "Я сейчас прохлопая ритм, а ты его после ме-
ня повтори точно так же".
Оценка повторения ритма:
1-й уровень - повторил точно все три ритма.
2-й уровень - повторил точно два ритма.
3-й уровень - повторил один ритм.
4-й уровень - не повторил ни одного ритма.
Задание 5 - последовательное называние ("чтение") цвет-
ных кружков.
Назначение задания: выявить готовность к обучению, чте-
нию (способность глаза следовать по упорядочному ряду знаков
и умение ребенка без ошибок этот ряд называть).
организация работы. Для работы готовится карточка. На
одной стороне ее нарисовано 4 строки цветных кружков по 10
кружков в аждой строке.
На другой стороне карточки одна строка цветных кружков
(образец): к р з з к о р ж с г.
Задание состоит из двух частей: 1 - обучающая, 2- основ-
ное задание.
Инструкция. Вначале: разбирается образец:"Посмотри,
здесь нарисованы цветные кружки. Назови их подряд по цвету:
красный, зеленый, зеленый, коричневый. Называй сам дальше".
Ребенок: "Желтый кружок". Учитель: "Нет, ты называй только
цвет. Слово "кружок" говорить не надо". После того как усвоен
способ называния кружков и выяснено, что ребенок знает назва-
ния предлагаемых ему цветов, можно переходить к выполнению
основного задания: "Теперь так же назови все цветные кружки,
нарисованные на этом листочке. Называй их подряд по строч-
кам". Учитель рукой показывает направление "чтения" - слева
направо, от первой строки к четвертой.
Оценка правильности "чтения" цветных кружочков:
1-й уровень - "прочитано" без ошибок;
2-й уровень - "прочитано" с одной ошибкой;
3 - 4 уровни - допущено более одной ошибки.
3 и 4 уровни выполнения задания свидетельствуют о воз-
можных потенциальных трудностях ребенка при овладении навыком
чтения.
Задание 6 - упорядочнение.
Назначение задания: выявить уровень начальных математи-
ческих представлений детей: о счете предметов и соотношении
между числами, сформированность представления об упорядочности.
Организация работы. Заранее готовятся карточные круги
диаметром 5 см с точками.
Круги расположены перед ребенком в беспорядке.
Инструкция: "Внимательно рассмотри эти круги. В одних
кругах точек мало, в других много. Сейчас круги располложены
в беспорядке. Подумай и расположи эти круги в ряд по порядку.
Когда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на
кругах есть точки".
Оценка задания на упорядочение.
1-й уровень - задание выполнено полностью,верно,порядок
определен правильно.
2-й уровень - в выстроенной последовательности кругов до-
пущены 1-2 ошибки.
3-й уровень - в расположении кругов допущены 3-4 ошибки.
4-й уровень - допущено более 5 ошибок.
Задание 7 - выявление сформированности начальных геомет-
рических представлений, представлений о составе числа.
Организация работы. Выставляется 7 любых предметов или
их изображений так, чтобы их было хорошо видно (предметы мо-
гут быть как одинаковыми, так и разные). Для выполнения зада-
ния детям необходим лист бумаги и карандаш. Задание состоит
из нескольких частей. Они предлагаются последовательно.
Инструкция:
а) "Нарисуйте на листках столько же кружков, сколько на
доске предметов;
б) нарисуйте квадратов на один больше, чем кругов;
в) нарисуйте треугольников на два меньше, чем кругов;
г) закрасьте пятый круг.
Оценка уровня первоначальных математических представле-
ний (оценивается качество выполнения всех подзаданий в
совокупности):
1-й уровень - задание выполнено полностью верно.
2-й уровень - допущены 1-2 ошибки.
3-й уровень - допущены 3-4 ошибки.
4-й уровень - при выполнении задания допущено более пяти
ошибок.
В случаях, когда ребенок во время индивидуального собе-
седования и выполнения предложенных заданий показывает очень
низкие результаты, возникает необходимость получения дополни-
тельной информации о его готовности к школе, обучаемости, его
потенциальных учебных возможностях.
Целесообразно провести для этого еще встречу с ребенком
в другое время, чтобы снять возможные сомнения в том, что
низкие результаты оказались случайностью, были обусловлены
плохим самочувствием, настроением ребенка.
Для дополнительного изучения ребенка рекомендуется ис-
пользовать еще одно задание - задание 8.
Задание 8 - описание картинки с нелепыми ситауциями -
"нелепицы".Задания такого рода часто печатаются в детски жур-
налах.
Назначение задания - выявление детей с выраженными нару-
шениями позновательной деятельности.
Организация работы - для работы заранее готовится кар-
тинка.
Инструкция. Ученику предлагается внимательно рассмотреть
картинку. Через 30 сек. педагог спрашивает "Рассмотрел?". Ес-
ли ответ отрицательный или неопределенный, дает еще время.
Если утвердительный, предлагает рассказать, что нарисовано на
картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:
1) стимулирующая. Педагог помогает ученику начать отве-
чать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ре-
бенка, показывает свое положительное отношение к его высказы-
ваниям, задает побуждающие к ответу вопросы:" Понравилась те-
бе картинка?", "Что понравилось?", "Хорошо, молодец, правиль-
но думаешь";
2) направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается
недостаточно,чтобы вызвать активность ребенка, задаются пря-
мые вопросы: "Смешная картинка?", "Что в ней смешного?";
3) обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то
фрагмент картинки и выявляется его нелепость: "Посмотри, что
здесь нарисовано", "А такое может быть в жизни?", "Тебе не
кажется, что здесь что-то перепутано?", "А еще здесь есть
что-нибудь необычное?".
Оценка выполнения задания.
При оценке учитываются:
а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отно-
шение к ней, самостоятельность;
б) понимание и оценка ситуации в целом;
в) планомерность описания кртинки;
г) характер словесных высказываний.
1-й уровень - ребенок сразу включается в работу. Пра-
вильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: "Тут все пере-
путано", "Путаница какая-то". Доказывает сделаное обобщение в
определенном порядке (сверху вниз или слева напрово). В рабо-
те сосредоточе, самостоятлен. Высказывания емки и содержа-
тельны.
2-й уровень - ситуация оценивается правильно, но уровень
организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В
ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При
описании картинки фрагменты вычленяются хаотично, случайно.
Описывается то, на что упал глаз. Ребенок часто затрудняется
в поисках нужных слов.
3-й уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию ре-
бенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке.
Чтобы ученик начал отвечать,требуется направляющее участие
педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется
при описании, оценке других фрагментов, но работа идет вяло.
Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова
вытягивать.
4-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не
может. Стимуляцию, направляющую помощь "не берет". Образец
анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести
его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.
Дети, которые, на низком уровне выполнив задания 1 - 7
(средний балл 3, 14), показали 3-4-й уровень и при выполнении
задания 8, должны насторожить педагога.