По данным Е.Е. и Г.Г.Кравцовых, примерно треть 7-ми летних
первоклассников недостаточно готова к школе. С 6-ти летними детьми
ситуация еще более сложная. Среди них есть дети, готовые к школьному
обучению, но их меньшинство.
Психологическая готовность к школе, связанная с успешным
началом обучения, определяет наиболее благоприятные варианты развития ,
требующие большей или меньшей коррекционной работы.
При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная
сформированность какого-либо одного компонента психологической
готовности. Многие педагоги считают, что в процессе обучения легче
развить интеллектуальные механизмы, чем личностные.
Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую
непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и
перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и
чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном
обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за
происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку
они обижаются на замечания когда учитель и родители выражают
недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные,
школа плохая или учительница злая. Мотивационная незрелость, присущая
этим детям, часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую
продуктивность учебной деятельности.
Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению
непосредственно приводит к не успешности учебных действий,
невозможности понять и выполнить требования учителя и, следовательно, к
низким оценкам. При интеллектуальной неготовности возможны разные
варианты развития детей. Своеобразным вариантом является вербализм.
Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим
развитием памяти на фоне недостаточного развития восприятия и мышления.
У таких детей речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными
грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В то же
время, предпочитая чисто вербальное общение со взрослыми, дети
недостаточно включаются в практическую деятельность, деловое
сотрудничество с родителями и игры с другими детьми. Вербализм приводит
к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу,
соотносить свои действия с заданными способами и некоторым другим
особенностям, что не позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная
работа с этими детьми требует возврата к видам деятельности,
характерным для дошкольного возраста - игре, конструированию, рисованию
т.е. тем которые способствуют развитию образного мышления.
Психологическая готовность к школе - целостное образование.
Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой
отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения
наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность
к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых
личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в
учении.
А.Л.Венгер описал 3 варианта развития 6-7-ми летних детей:
1. Тревожность . Она бывает ситуативной, но может стать и
личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость
при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя
и родителей - обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за
страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат
достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители
ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас
нереальные.
Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой
самооценкой снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех.
Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию
бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам
и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и
способов действий.
Взрослые, недовольные низкой продуктивностью учебной работы
ребенка, все больше и больше сосредотачиваются в общении с ними на этих
вопросах, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый
круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на
качестве его учебной деятельности, низкая результативность деятельности
вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это отрицательная
реакция, в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности.
Разорвать этот порочный круг можно, изменив установки оценки и родителя
и учителя. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших
достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают
уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению
учебных заданий.
|