Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью
преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий
поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно
контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними
действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это
дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля.
Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они
сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными,
возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.
Л.С.Выготский считал волевое поведение социальным, а источник
развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с
окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности
воли отводил его речевому общению со взрослыми. В генетическом плане
Л.С.Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными
процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют
поведение ребенка, потом усваивая практически содержание требований
взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи
регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по
пути волевого развития. После овладения речью слово становится для
дошкольников, не только средством общения, но и средством организации
поведения.
Л.С.Выготский и С.Л.Рубинштейн считают, что появление волевого
акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения
дошкольника.
В современных научных исследованиях понятие волевого действия
трактуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном
полагают выбор мотива, приводящего к принятию решения и постановке
цели, другие ограничивают волевое действие его исполнительской частью.
А.В.Запорожец считает наиболее существенным для психологии воли
превращение известных социальных и прежде всего , моральных требований
в определенные моральные мотивы и качества личности, определяющей ее
поступки.
Одним из центральных вопросов воли является вопрос о
мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и
поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.
Становится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах
волевой регуляции дошкольника.
На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой
сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре
поведения, что проявляется главным образом, в возрастающем стремлении к
преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с
изменением мотивов поведения, соподчинения им.
Появление определенной волевой направленности, выдвижение на
первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее
важными, ведет к тому, что руководствуясь в своем поведении этими
мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не
поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением
подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели
действия, в частности, мотивам общественного характера. У него
появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.
Вместе с тем, что хотя в дошкольном возрасте и появляются
волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка
остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только
старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.
|