Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием
мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты,
классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У
ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе
образных и пространственных, соответствующее речевое развитие,
познавательная активность.
Изучение особенностей интеллектуальной сферы можно начать с
исследования памяти - психического процесса, неразрывно связанного с
мыслительным. Для определения уровня механического запоминания дается
бессмысленный набор слов, например: год, слон, меч, мыло, соль, шум,
рука, пол, весна, сын. Ребенок прослушав весь этот ряд, повторяет те
слова которые он запомнил. Может использоваться (в сложных случаях)
повторное воспроизведение - после дополнительного зачитывания тех же
слов - и отсроченное воспроизведение, например, через час после
прослушивания. Л.А.Венгер приводит такие показатели механической
памяти, характерной для 6-7-ми летнего возраста : с первого раза
ребенок воспринимает не менее 5 слов из 10 ; после 3-4 прочтения
воспроизводит 9-10 слов ; через один час забывает не более 2 слов,
воспроизводившихся раньше ; в процессе последовательного запоминания
материала не появляются «провалы», когда после одного из прочтений
ребенок вспоминает меньше слов, чем раньше и позже (что обычно бывает
признаком переутомления).
Методика А.Р.Лурии позволяет выявить общий уровень умственного
развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать
свои действия. Ребенку дается задание запомнить слова с помощью
рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам делает лаконичный
рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести. Т.Е.
рисунок становится средством, помогающим запомнить слова. Для
запоминания дается 10-12 слов и словосочетаний, таких как, например,
грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный
ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка.
Через 1-1,5 часа после прослушивания ряда слов и создания
соответствующих изображений ребенок получает свои рисунки и вспоминает,
для какого слова он делал каждый из них.
Уровень развития пространственного мышления выявляется разными
способами. Эффективна и удобна методика А.Л.Венгера «Лабиринт». Ребенку
нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных путей и
тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания - мимо
каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок
должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отображающей
последовательность пути, т.е. решения задачи.
Наиболее распространенными методиками диагностирующими уровень
развития словесно-логического мышления являются следующие: а)
«Объяснение сложных картин» : ребенку показывают картинку и просят
рассказать, что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о том,
насколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить
главное или теряется в отдельных деталях, насколько развита его речь.
б) «Последовательность событий» - более сложная методика. Это серия
сюжетных картинок (от 3 до 6) , на которых изображены этапы какого-то
знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков
правильный ряд и рассказать, как развивались события. Серии картинок
могут быть по содержанию разной степени трудности. «Последовательность
событий» дает психологу те же данные, что и предыдущая методика, но,
кроме того, здесь выявляется понимание ребенком причинно-следственных
связей.
Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и
некоторые другие аспекты мышления изучаются с помощью методики
предметной классификации. Ребенок составляет группы из карточек с
изображенными на них неодушевленными предметами и живыми существами.
Классифицируя различные объекты, он может выделять группы по
функциональному признаку и давать им обобщенные названия (например,
мебель, одежда) , может - по внешнему признаку («все большие» или «они
красные») , по ситуативным признакам (шкаф и платье объединяются в одну
группу, потому что «платье висит в шкафу»).
При отборе детей в школы, учебные программы которых значительно
усложнены и к интеллекту поступающий предъявляются повышенные
требования (гимназии, лицеи) , использую более трудные методики.
Сложные мыслительные процессы анализа и синтеза изучаются при
определении детьми понятий, интерпретации пословиц. Известная методика
интерпретации пословиц имеет интересный вариант , предложенный
Б.В.Зейгарник. Кроме пословицы («Не все то золото, что блестит», «Не
рой яму другому, сам в нее попадешь» и др.) , ребенку задаются фразы,
одна из которых по смыслу соответствует пословице, а вторая не
соответствует по смыслу, внешне ее напоминает. Например, к пословице
«Не в свои сани не садись» даются фразы: «Не нужно браться за дело,
которого ты не знаешь» и «Зимой ездят на санях, а летом на телеге».
Ребенок выбирая одну из двух фраз, объясняет почему она подходит к
пословице, но уже сам выбор ярко показывает, на содержательные или
внешние признаки ориентируется ребенок, анализируя суждения.
Источник: http://azps.ru/articles/kid/kid61.html |