Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены,
что у них очень понятный учебный план, но, почему-то, учеников преследовали
неудачи. Утка была звездой урока по
плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по
деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята
были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям,
что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать
индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих
диагностических тестов, были объявлены "неспособными развиваться”. И их послали
в специальный класс, в отдаленную нору суслика.
Работая в такой обстановке, со столь различными животными, учителя звериной
школы оказались в затруднении положении, выявляя лесные таланты. Как вы уже
догадались,темой нашей сегодняшней
встречи будет именно детскаяодаренность или как рождаются таланты?
У каждого из вас свои методы, свой стиль, свои проблемы и свои ожидания в
работе с одаренными детьми. Япопрошу
изложить ваши ожидания и пожелания, касательно нашей сегодняшней встречи.
Каждый ребенок имеет заложенные природой способности, которые мы иногда не
учитываем, иногда тратим время на развитие желаемых нами же качеств. Но можем
ли мы увидеть настоящие задатки и способности, раскрыть их, довести до
мастерства? И всегда ли мы в состоянии сделать это, не приписав ребенку
несвойственные ему качества. Как вообще выявить одаренность у школьника?
Сегодня мы попробуем ответить на эти и многие другие вопросы.
Начнем с того, что определимся с
самим понятием:Одаренность — это системное, развивающееся в течение
жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком
более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах
деятельности.
Будущее человеческой цивилизации зависит исключительно от реализации
одаренности детей. Лучших успехов в любой из сфер деятельности
достигают те государства, которые имеют высокий интеллектуальный и творческий
потенциал нации. Поэтому проблема детской одаренности в последнее десятилетие
вызывает все больший интерес. С каждым годом количество одаренных детей растет,
что дает основания многим специалистам полагать, что одаренность – явление
более частое, чем считалось ранее. По современным данным до 76% первоклассников имеют высокий
уровень интеллекта и творческие способности. Стремительный подъем умственных
сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. В первое десятилетие жизни
у ребенка формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, яркие
многообразные чувства. Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже
недоступен в зрелые годы.С годами нервная система крепнет, и вместе с этим снижается детская
непосредственная восприимчивость. И так к переходу в старшую школу этот
показатель падает до 40% (5класс), по
истечении еще 3-4 лет – всего четверть детей имеют выраженные способности (25% - 8-9 класс), в силу различных
обстоятельств и
к окончанию школы мы имеем лишь до 13%
одаренных выпускников. Из расчета на нашу школу это составляет приблизительно 8
человек.
Упражнение «Одаренный ребенок»
(работа в группах)Почему же так происходит? Процент одаренных детей во всем мире растет
примерно на 3-5% в год, а процент одаренных выпускников снижается еще более
стремительно? Может быть, причина не всегда в детях? Всегда ли мы готовы и
можем распознать способности ребенка? Вашему вниманию предлагается описание 6 различных
детей, ваши задачи:
·предположить «школьный статус», т.е. определить
«на каком счету» находится каждый из них.
·И найти
среди детей одаренных и дать название данной одаренности.
·По возможности найти среди своих учеников
подходящих под каждое описание ( 10 мин)
Раздаточный материал:
Ученик1Паша был очень любознательным мальчиком,
мог быстро переключаться с одного вида работы на другой. Из-за живости
мыслительных процессов он иногда перескакивал с мысли на мысль, что мешало ему
красиво изъясняться. Окружающие еще с детства отмечали его сообразительность,
так как он без труда делал правильные умозаключения, и без труда анализировал
информацию, принимал решения. С малых лет говорили, что он не может долго
удерживать внимание на однообразной и неинтересной работе. Потому в школе Паша,
как правило, скучал… ________________________________
Ученик 2Маша с детства обожала все живое, знала
названия многих животных, места их обитания, их привычки, особенности. Девочка
была очень прилежной и старательной ученицей, потому училась на отлично. Чутко
реагировала на замечания и всеми силами старалась оправдать доверие взрослых. В
начальной школе ее любимым предметом было природоведение. Многие полученные
умения и новые знания Машенька пыталась использовать в своем увлечении
животными. Так, например, изучая направление ветра, девочка предположила, что
собачью будку во дворе, стоит повернуть так, чтоб Тобику небыло холодно… Нетрудно предположить, что в
старшей школе любимыми предметами у Маши стали биология, география…
________________________________
Ученик 3 Света с детства не любила
сидеть без дела, ее все интересовала и она везде «совала свой нос», занять ее,
на долгое время, можно было какими-то заморочками, загадками. Родителей всегда
удивляло то, что девочка никогда не делала так, как ей говорят. Когда она
получала задание слепить из пластилина ежика,то в лучшем случае, получался маленький ежик в большой корзине или ежик на спине крупногабаритного слоника. Как
не бились родители и классовод, но Света специально нарушала все инструкции,
изобретала свой вариант и часто спорила. Высказывая иногда просто
неосуществимые задумки. Она мало ориентировалась на мнение учителей и
родителей, что создавало впечатление, что для ребенка просто не существует
авторитетов ______________________________
Ученик 4 Костя с детства
получил статус «гиперактивного» ребенка. Ему было несвойственно сидеть на
месте. Онявно любил побеждать и одного
участия ему было мало. Потому, как верно заметила классовод,результативностьего работы резко увеличивалась в
соревновательных упражнениях и в упражнениях на время. Косте было сложно
управлять своими эмоциями, что составило основные трудности в общении. Мальчик
явно отдавал предпочтения всем видам деятельности, при которых в кровь
выбрасывается адреналин. В поисках острых ощущений он часто становился
зачинщиком драк, организатором опасных игр.___________________________________
Ученик 5 Ольга с детства имела
хорошую зрительную память, однако часто избегала тактильного контакта, от того
с первых классов у нее было не так много друзей. Девочка любила выполнять
интересные и творческие задания, предпочитала все делать самостоятельно, но со
стороны казалось, что она воспринимает все в деталях и не видит целостной
картины. От того в ее исключительном самовыражении так часто наблюдались
крайности цветов, слов, самовыражения. Многим людям казалось, что она слишком
часто бывает далека от реальности, устремляясь в мир красоты и идеалов.
____________________________________
Ученик 6: Стас с детства редко оставалсяв одиночестве, любил общество взрослых и ровесников, с удовольствием откликался на просьбы о
помощи. Ни одна классная постановка не обходилась без его участия. Равнодушно к
нему никто не мог относится, одних он раздражал, у других вызывал восхищение. Стас
с легкостью брал на себя инициативу в любом деле и часто вмешивался в решение
конфликтных ситуаций. __________________________________
Каким же образом детскую одаренность воспринимаем и развиваем мы?
Путем голосования, давайте попробуем выяснить, какой вид одаренности
является признанным и имеющим перспективы развития в школьном образовании. Т.е.
тот вид одаренности, на который мы чаще всего обращаем внимание: на первое место мы ставим (по результатам
голосования на доску крепим вид одаренности). …
Каждая одаренность имеет свою специфику проявления и развития. В разные
возрастные периоды возникают благоприятные внутренние условия для развития
разных способностей. Если момент развития конкретной способности по какой-либо
причине был упущен, это может сильно затруднить ее развитие в дальнейшем.
С понятием «одаренность» неразрывно
понятие «интеллект». Что это такое и как он связан с одаренностью?
IQ – коэффициент
интеллекта. Но в основе имеющихся сведений, можно выделить основной
компонент одаренности: интеллект . Но это тоже неоднородное понятие. Само по
себе понятие «интеллект» подразумевает «способность к научению». Перед нами коэффициент развития умственного
интеллекта. Как он формируется? (видеоролик)