Анкета для учащихся:
1. Что ты больше любишь?
- читать сам;
- слушать чтение взрослых.
2. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
- хвалят тебя
- ругают тебя
3. Читают ли в вашей семье книги вслух?
- читают
- не читают
4.Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
- да
- нет
Анкета для родителей:
1. Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?
- любит читать сам;
-слушать чтение взрослых
2.Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?
- хвалите его;
- ругаете
3. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?
- конечно, да;
- нет
4.Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?
- Безусловно, да;
- Наверно, нет.
Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу.
Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей
быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги
в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и
друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Антон
Павлович Чехов говорил: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный
дневной и ночной труд, вечное чтение». Сегодня, когда наши дети только
постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как
неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка,
но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упоением
читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают,
надеясь, что вот теперь – то отдохнут. А ведь это неверно.
Обработка анкет показывает, что сейчас дети больше любят сами читать,
чем слушать чтение взрослых. Но, к сожалению, родители больше ругают
своих детей за чтение, чем хвалят. Анкетный опрос свидетельствует, что
только в нескольких семьях практикуется семейное чтение вслух. Лишь
несколько родителей смогли точно назвать книгу, которую недавно
прочитал их ребенок.
Если не изменить ситуацию, то через несколько лет на вопрос родителей:
« Ну, как книга?» - вполне может последовать безразличный ответ:
«Нормально». Избежать этого можно в том случае, если ребенок будет
видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении
прочитанного. Кроме того, необходимо накопление опыта посещения
городских и школьных библиотек, где царит особая атмосфера
соприкосновения с книгой.
Памятка для детей и родителей.
1.При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
2.Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
3. Определите примерное содержание книги по иллюстрациям.
4.Читайте книгу постепенно, по страницам или главам.
Памятка для родителей.
1. До и во время чтения книги выясните значение трудных или незнакомых слов.
2. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового их нее он узнал.
3. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
4. Какие слова или выражения запомнились ему?
5. Чему учит эта книга?
6.Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
Простые советы, как воспитать и поддержать в детях привычку к чтению.
1.Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
2.Читайте детям вслух с самого раннего возраста.
3.Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
4.Почаще берите детей с собой в библиотеку и учите их пользоваться ее фондами.
5.Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
6.Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы ( в библиотеке, книжном магазине и т.п.)
7.Читайте детям волшебные сказки
8.Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений.
9.Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или своим друзьям, которые еще не умеют читать.
10. Поощряйте чтение: наградой может быть новая книга, принадлежность
для рисования, билеты в театр, поход в зоопарк или музей, разрешение
подольше не ложиться спать, чтобы почитать.
11.На видном месте дома повесьте список, где будет отражен процесс ребенка (сколько книг прочитано и за какой срок)
12.Напишите собственную поваренную книгу.
13.Пусть они составляют списки покупок.
14.Если Вы путешествуете вместе с детьми, предложите им почитать о тех местах, куда Вы едете (и до, и после поездки)
15. Во время поездки на машине пусть дети слушают магнитофонные записи литературных произведений.
16. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.
17. Выделите дома специальное место для чтения ( укромный уголок с полками..)
18. В доме должна быть детская библиотека.
19.Устройте с детьми поход в библиотеку. Запишите в читальный зал.
20. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой составлен фильм.
21. Поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать.
22.Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что – то
прочитать об этом ( например, книги о динозаврах, космических
приключениях).
23. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
24. Пусть в доме будут журналы, сборники рассказов для детей и взрослых, газеты.
25. Пусть дети сами пишут записки, объясняющие, например, их
отсутствием в школе, или в других случаях, когда необходимы записки из
дома.
26.Поощряйте чтение детей вслух, когда это возможно, чтобы развить их навык в чтении и уверенность в себе.
27. Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже
гороскопов, писем к издателю, комиксов, образов телесериалов.
28. детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения:
тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.
29. Поощряйте написание детьми собственных пьес или других сочинений.
30. Устраивайте вечера, посвященные любимым книгам.