подписанные конвертики, в которых
находятся анкеты «Моя семья»
заполненные детьми;
конвертики с мини – сочинениямидетей на тему: «Если бы я был мамой
(папой), то проявил свою любовь к ребенку так…» и с памяткой собрания.
Аудиозапись инструментальной музыки.
Предварительная подготовка:
За 3 недели до собрания в классе:
1.Проводится
анкетирование «Моя семья»;
2. Дети пишут мини – сочинение на тему: «Если бы я был мамой
(папой), то проявил свою любовь к ребенку так…».
3. Выполняют рисунок – «фотографию», изображая самый
счастливый момент семейной жизни.
Анкета «Моя семья»
Меня
почти во всем поддерживают.
У
нас в семье бывают разногласия, даже ссоры.
Мне
бывает трудно дома.
Ко
мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.
Меня
во многом ограничивают.
Дома
всегда считаются с тем, чтобы мне хотелось иметь.
Мне
всегда дают карманные деньги.
У
нас дома бывают мои друзья.
Я
хочу иметь больше самостоятельности.
Родители
заняты только собой.
Варианты ответов:
практически
всегда;
иногда;
никогда.
Ход
собрания:
При входе в класс родители получают на
выбор треугольник красного, желтого, зеленого цвета и в зависимости от этого
рассаживаются за столы, на которых стоят маячки соответствующего цвета.
I. Ввод в
работу. Сообщение темы встречи.
- Дорогие родители, сегодня мы постараемся выяснить, какую роль играет семья
и любовь родителейв воспитании детей.
Часто чтобы вырастить полноценного человека, культурную, социально зрелую
личность, ребятамнеобходим родительский
пример. Детям нужно чтобы вы делились с ними своим опытом, знаниями, а главное
– добротой, лаской, вниманием, любовью.Мыубеждены в том, что каждый из нас искренне
любит своих детей и обладает достаточной компетентностью в вопросах воспитания.
Скорее всего, выбор темы обусловлен желанием обсудить вместе с вами те формы
проявления родительской любви и внимания, которые кажутся наиболее значимыми
для наших детей, тем более, что в нашей стремительной материализованной жизни
есть очень мало моментов для того, чтобы остановиться и немного размыслить о
своей родительской позиции.(См. слайд №1).
-Работать мы будем сегодня в
группах, используя форму мастер–класса, метод совместного обучения, а для
этогонеобходимо обсудить принципы
работы. Мы предлагаем такие (См. слайд №
2).
- Какой принцип хотите добавить
вы?
- Принимаете эти правила? Давайте
сотрудничать.
II.Работа над темой собрания.
1. Актуализация темы.
Социальный педагог:
- Какими бы родителями мы не были,
мы всегдаможем дать утвердительный
ответ на вопрос… Как вы думаете, что это за вопрос?
- Вы правы, каждый родитель даст
положительный ответ на вопрос «Любите ли вы своего ребенка?». А как мы любим, и
тем более умеем ли любить, над этим как–то задумываться не приходится. Жизнь и
наука доказали, что все беды у детей, а потому и у родителей объясняютсяошибками семейного воспитания, главная из
которых – отсутствие безусловной любви и неумение хвалить и поддерживать своих
детей. А ведь для ребенка самое главное – чтобы его любили таким, какой он
есть.
-Психологами и педагогами выделено
много типов родительской любви к детям, среди которых есть и уродливые, они портят, а
не воспитывают детей. Давайте остановимся на них подробнее.(См.
слайды 3-9).
2. Эмоциональная индукция.
Социальный педагог:
- Какой же должна быть подлинная
родительская любовь?В каких проявлениях
любви особенно нуждаются наши дети?Обеспечивает ли семья ребенку психологический комфорт или, наоборот,
порождает чувство ненужности? Какие ошибки мы совершаем? На эти вопросы и постараемся сегодня ответить.
- Родители часто жалуются на то,
что у них много работы, они заняты, и им некогда заниматься воспитанием детей.
Социологи установили, что на воспитание детей у мамы и папы остается ежедневно всего лишь 17 минут.
Подумайте, что вы можете дать своему ребенку за это время?
- Поэтому нужно стараться
воспитывать ребенка не только в свое присутствие, но и в свое отсутствие, то
есть не моралью и нотацией, а любовью и всем образом своей жизни. Воспитывают в
семье даже молчанием, взглядом, мимикой, радостью игрустью. Трагедия детей– с малых лет чувствовать себя в семье
лишним, брошенным, одиноким и самое главное, незащищенным, а этомуможет способствоватьравнодушие родителей, мнение которых имеет
для ребенка большоезначение, так как
это люди, которым он доверяет безоговорочно.
- Сейчас вампредставится возможность взглянуть на
некоторые ситуации, возникающие в вашей семье, глазами ваших детей.На столах лежат бланки с вопросами анкеты
«Моя семья». Ваша задача – попробовать поставить себя на место вашего
собственногоребенка и ответить на
вопросы так, как ответил бы он.
(Родители отвечают на вопросы
анкеты, а социальный педагог в это время раздает подписанныеконвертики с анкетами, заполненными детьми).
- Теперь возьмите анкеты детей и сравните со своими ответами.Вы видите, как часто не совпадают ваши взгляды на ситуации всемье, со взглядами детей. Задумайтесь, почему ребёнок ответил не
так, как предполагали вы? Остановитесь и поразмышляйте, в чем ваши удачи в
воспитании ребенка и где вы ошибаетесь. (Саморефлексия).
3. Групповаяработа.
« 5 основных ошибок в воспитании, которые все
когда-либо совершали».
-
Давайте попробуем совместно разобраться, почему расходятся наши мнения и
мнениядетей по многим вопросам возникающим в семье.
Пусть каждый из вас
вспомнит и запишет 3 ошибки в
воспитании, которые он когда-либо совершал. У вас 3 минуты.
Объединитесь в
группу, обсудите и выберете 3 общие ошибки в воспитании. Запишите их на
листе. Готовьтесь, тот, у кого в группе самые светлые волосы, сейчас
представит вашу работу для всех. У вас 5 минут. (По истечении времени
представитель группы докладывает о
работе, вывешивая плакат на доску. После информации всех групп, выделяются
и обсуждаются общие ошибки.)
-Современные педагоги выделили5 основных ошибок в воспитании, которые все когда-либо
совершали. Давайте сравним свои выводы с выводами специалистов.(См.
слайды № 10-14 ).
2.«В каких проявлениях любви нуждаются дети».
- Было бы неправильно оставить все
так, как есть. Мы обратились к ошибкамсемейного воспитания,а теперь
давайте рассмотримнаши достоинства, которых,
я убеждена, намного больше. Сейчас вы вновь поработаете в группах.
- Возьмите на столах небольшие
листы желтой бумагис нарисованными на
них солнышками.
В
центре круга напишите свое имя. Теперь на каждом из пяти лучиков запишите
ответ на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему
свою любовь?» (Например, улыбкой, добротой, я часто обнимаю своего
ребенка, зная как это важно для него).
Обсудите
ваши достоинства в группе, сравните,найдите общие и запишите на лучиках большого солнышка,все ваши достоинства. (Лучики у общего
солнышка прикреплены английскими
булавочками).
Давайте
поделимся вашими находками со всеми. На доске нарисованообщее солнышко. Это вы своим теплом
согреваете своих детей. Как же называются ваши лучи?Начинает первая группа. Она прикрепляет к
солнышку 5 лучиков, следующая группа продолжает, прикрепляя другие 5, и
так, пока на доске не будут помещены все ваши проявления родительской
любви к своему ребенку. Избегаем повторов.
Социальный педагог:
- Посмотрите, наше солнышко, как
настоящее, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая
для этого место и время. Так и мы, родители, должны любить своих детей, без
каких либо на то условий, просто так, безусловно.Неоспоримо, что если в основе
взаимоотношений родителей и детей
отсутствует любовь, все остальное покоится нанепрочной основе: страхе, угнетении, подчинении. Для безболезненных,
полноценных детско – родительских отношений важна, прежде всего, любовь,
любовьбезоговорочная, способная
проявляться во всех искренних взаимоотношениях, ведь … (См. слайды № 15-18).
Психолог:
- Что бы этого не произошло, родители должны выражать свою любовь к
ребенку используя для этого не только слова,но и …
Контакт глаз.
- В каких ситуациях
мы чаще всего смотрим в глаза своему ребенку?
-Например, мы смотрим с любовью и
нежностью на своего ребенка тогда, когда он особенно хорош и дисциплинирован. В
таких ситуациях ребенок обоснованно воспринимает нашу любовь как
обусловленную.Внимательнее всего слушает нас ребенок, когда мы смотрим ему в
глаза. Но, к сожалению, мы выразительно смотрим лишь в те моменты, когда
критикуем, поучаем, попрекаем, ругаем (“ ну-ка посмотри мне в глаза, что ты еще
натворил”). В такие моменты мы вряд ли можем убедить ребенка в нашей
безусловной любви.
Еще ужаснее привычка в наказание не
смотреть на своего ребенка (“видеть тебя не хочу”). Это тоже пример
обусловленной любви. Опасность использования взгляда в наказание заключается не
только в том, что мы лишаем ребенка уверенности в нашей безусловной любви.
Одновременно, мы учим ребенка использовать контакт глаз в своей жизни. Став
взрослым, наш ребенок будет избегать взгляда всякий раз, как только внешняя
ситуация будет для него незнакома или тем более некомфортна или в моменты,
когда он будет чувствовать себя не уверенно; он вряд ли будет использовать
контакт глаз для выражения привязанности к своим близким. Возможно, нашему ребенку не
избежать коммуникативных трудностей.
Контакт глаз – это возможность
проявить теплые чувства друг к другу. Младенцы, лишенные любящего взгляда
матери чаще болеют, хуже развиваются. Потребность в контакте глаз дана человеку
от рождения. В 6-8 недель глаза ребенка ищут чего-то, первая улыбка на лице
младенца появляется в ответ на ваше лицо.
Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в том, чтобы с ними
налаживали контакт на любом уровне, в том числе и контакт глаз. Ласковый
взгляд. Прикосновение способны уменьшить уровень тревожности. Переданная
взглядом информация может отпечататься в сознании ребенка, чем сказанные слова.
Даже если вы прибегаете к какому-либо наказанию, в ваших глазах должна быть
любовь, а не злоба.
Если потребности в контакте глаз удовлетворены, то ребенок обаятелен, он не
отворачивает голову сторону при контакте с людьми, с такими детьми хочется
общаться.
Физический контакт.
-Когда между нами и нашими детьми происходит физический контакт?
-Для многих живых существ физический контакт остается единственным способом
выражения привязанности и заботы.У психологов есть понятие “тактильного голода”. Бывает он у детей,
которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают.Многие родители не понимают как важно для
ребенка, когда его обнимают, прижимают к себе, тормошат, целуют или трясут
тяжелой отцовской рукой за холку.На это
способны только родители в минуты, когда их переполняет любовь, и они не в
силах сдержать свой порыв. Но в наш стремительный век мы становимся все
закаленнее и выдержаннее. Многие родители переносят и в дом привычку быть
подчеркнуто сдержанными, научились подавлять желание прижаться к родной головке.
Боязнь избаловать детей вытеснила родительскую ласку, а призывы относится к
детям, как к равным, воспринимаются слишком буквально.
Не бойтесь, что заласканному ребенку
будет в жизни трудно. Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и
снимают напряжение. Известный американский хирург Роберт Мак сказал: “Для того, чтобы просто существовать,
ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития -
двенадцать”.
В каком возрасте потребность в
физическом контакте особенно велика?
Ребенок любого возраста нуждается в
физическом контакте со своими родителями. Мальчишкам - младшим школьникам
крайне необходимы “телячьи” нежности. Эта
потребность у мальчишек ничуть не менее выражена, чем у девчонок, и является
в базовой потребности. Возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки,
шутливые бои позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость,
чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика эти “медвежьи” шалости не
менее важны, чем для девочки “телячьи нежности”. По мере того, как мальчишки
растут, они становятся все более нетерпимыми к спонтанным ласкам, но иногда у
них возникает острая потребность в родительской любви, выражаемой через
телесный контакт, нежность и ласку, очень важно не пропустить такие моменты.
Особенно важно, что в периоды, когда
ваш ребенок будет взвешивать свое стремление отказаться от взрослых авторитетов
и привязанности к родителям, его воспоминания отчетливо нарисуют ему картинки
родительской ласки и любви, пережитые им
ранее. Чем более трогательная эмоциональная память о детстве у подростка, тем
более уверенно он будет противостоять натиску подросткового периода.
Возможностей, для того, чтобы дать ребенку ощущение нашей любви достаточно
много, но не стоит откладывать это на будущее, так как будущее наступает очень
быстро, мы можем просто не успеть что-то сделать.
Пристальное внимание.
Пристальное внимание требует времени
и проявляется в том, что вы готовы выслушать ребенка наедине, столько времени,
сколько необходимо вашему ребенку.
Довольно часто возникают ситуации,
когда ребенку необходимо пристальное внимание, но именно в эту минуту вы меньше
всего расположены его слушать. Пристальное внимание предполагает возможность
полностью сосредоточиться на ребенке, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так,
чтобы ваш ребенок не сомневался в вашей полной безоговорочной любви к нему. В
такие моменты ребенок должен почувствовать, что он единственный в своем роде,
что он особенный.
Типичная трудность современных
родителей – недостаток времени, в том числе для проявления пристального
внимания. Важно осознать, что является первостепенным в вашей жизни. Где на
шкале ценностей находится супруг, а где ребенок. Если, ваш ребенок для вас одна
из первостепеннейших ценностей, тогда времени не хватит для чего-то другого, но
не для выражения пристального внимания к своему ребенку.
Выражение пристального внимания к
ребенку требует действительно сосредоточенности, увлеченности собственным
ребенком. Это может быть совместная игра, поход, интимная беседа. Несмотря на
то, что эта деятельность может показаться нам не особо интересной, ребенок
относится к ней иначе, но не менее важно, что, изменив свое отношение к
совместному с ребенком время провождению, мы можем получать истинное
удовольствие от таких событий.
Если мы проявляем пристальное
внимание уже к маленькому ребенку, то он приобретает способность и потребность
делится со взрослым своими переживаниями, делает это естественно даже переживая
кризисные периоды в своей жизни.
5. «Счастливый день».
Социальный
педагог:
-А теперьдавайте
обратимся к самым счастливым моментам в жизни детей.Наверное, очень точным подтверждением
семейного благополучия и любви является способность ребенка легко их вспомнить.
У нас на доске целый альбом счастливых семейных дней. Подойдите и найдите
“фотографии” вашей семьи.
(На доске висит плакат с рисунками
детей).
Участники рассматривают детские рисунки на доске. Ведущий просит их
попытаться найти рисунок своего ребенка, изобразившего счастливую семейную
“фотографию”. После того как каждый родитель выбрал рисунок, ведущий называет
соответственно номера тех “фотографий”, которые действительно необходимо было
выбрать. При несовпадении родители обмениваются рисунками.
III. Рефлексия. Обмен впечатлениями.
- У нас с вами получился насыщенный разговор, проделана огромная работа, в конце
котороймне бы хотелось предложить
вамзакончить следующиепредложения:
·В процессе сегодняшнего совместного
обученияя сделал для себя такой вывод,
…
·Мне не понравилось…
Родителисвободно высказываются по поводу
возникших впечатлений и того опыта, который они приобрели в процессе обучения.
- В итоге нашего разговора
мне хочется раздать вам конверты, в которых лежат рассуждения ваших детей на
тему «Если бы я был мамой (папой), то проявил свою любовь к ребенку так…». Я
думаю, что вамбудет над чем
поразмыслить прочитав этисочинения. Но
не забывайте о секретности письма и не обсуждайте его с ребенком. Эта
информация лично для вас.
-В
заключении хочется сказать: Помните,что
главным условием целостности семьи и прочностидуховных основ,заложенных в
детях, является взаимная любовь. Берегите любовное единство семьи, не
стесняйтесь проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям.Помните, что истинно любящий живет не собою
и не для себя, а тем и длятех, кого
любит: его мысли и чувства подчинены и посвящены только жизни для любимых.Помните: Без
любви все – ничто!
Приложение № 1
Программа работы с родителями
месяц
Темы собраний
Цель собрания
Форма проведения
Сен-
тябрь
Я и мой ребенок – поиск взаимопонимания. Поддержка – как
стратегия конструктивного взаимодействия с детьми.
Создание эмоцеонального настроя на совместнуюработу, атмосферы взаимного доверия; выбор
поддержки как стратегии поведения, формирующей самоуважение ребенка.
Тематичес
кая консульта
ция
Ок-
тябрь
Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса
воспитания в семье.
Рассмотреть конкретные типы воспитания; определить
психологические причины отклонений в семейном воспитании; дать возможность
изменить стиль родительского отношения к детям.
Педагогическая гостинная
Но- ябрь
Как развивать ответственность в наших детях. Уровни и
составляющие ответственности.
Разобраться что
представляет собой чувство ответственности, каковы возможности его развития у
детей, в чем различие послушания и ответственности; дать понятие «внутренней
мотивации».
Родитель
ский ринг
Де-кабрь
Помощь родителей – какой она должна быть? Правила передачи
ответственности. Проблемы ошибок.
Выработка умения грамотно с воспетательной точки зрения
взаимодействовать с ребенком дома; получение обратной связи от участников
родительской группы по оказанию помощи своим детям.
Родитель
ские чтения
Фев-
раль
Как найти путь к бесконфликтной дисциплине. Правила о
правилах.
Создать условия для выроботки умения грамотно с
воспитательной точки зрения взаимодействовать с ребенком, наладить
дисциплину, установить семейные правила.
Психологи
ческая мастерская
Март
Мотивы плохого поведения детей. Причины стойкого
непослушания.
Очень содержательная разработка мастер-класса. Она пригодится мне в работе с родителями. Благодарю Вас за Ваше желание поделиться своими педагогическими находками с другими.