Примерная программа изучения личности учащегося
1. Общие сведения об ученике
- фамилия, имя, отчество,
- возраст,
- класс,
- школа,
- особенности внешности, физическое развитие, состояние
здоровья.
2. Общая характеристика родителей.
- полная ли семья (наличие матери, отца),
- кем работает отец и мать, их образование,
- являются ли родители родными ребёнку,
- здоровье и трудоспособность родителей,
- есть ли в семье другие дети,
- каковы жилищно-бытовые условия жизни ученика в семье,
- авторитет родителей в глазах ребёнка,
- постоянно ли родители занимаются воспитанием ребёнка,
требовательны ли они к нему, тактичны ли с ним,
- часто ли родители бывают в школе и по чьей инициативе,
- какие сформированы в семье умения и навыки.
3. Особенности познавательной деятельности умственного
развития.
1) степень развития произвольного внимания:
- умеет ли правильно распределять и переключать своё
внимание, его концентрация, устойчивость,
2) память:
- особенности процесса запоминания (преобладает
механическое или логическое запоминание),
- использует ли приёмы произвольного запоминания,
- быстрота запоминания и заучивания
3) особенности мышления и речи:
- умеет ли делать выводы и обобщения,
- логика мышления,
- культура речи,
- особенности сочетания и уровень развития различных
видов мышления
4) способности ученика:
- уровень развития общих умственных способностей,
- наличие специальных способностей (математических,
лингвистических и др.)
5) наличие навыков учебно-познавательной деятельности:
- умеет ли выделять главное,
- планировать свою работу,
- осуществлять работу в темпе класса,
- работать с книгой.
6) успеваемость ученика по различным предметам, отношение
к учению, настойчивость в учёбе.
4. Направленность личности.
- мотивы учебной деятельности и поведения,
- идеалы личности,
- самооценка, уровень притязаний, интересы школьника.
5. Морально-волевые и эмоциональные черты характера.
1) моральные
свойства характера,
2) волевые
качества,
3) эмоциональные
качества личности,
4) тип
темперамента.
6. Общественная и трудовая деятельность, дисциплина.
1) общественная деятельность:
- отношение к общественной жизни коллектива,
- интерес к общественной жизни страны,
2) труд:
- отношение к труду,
- наличие умений и навыков труда
3) дисциплина на уроках и переменах, культура поведения
вне школы.
7. Положение в коллективе.
- является ли официальным или неофициальным лидером,
- социометрический статус ученика в деловых и личных
взаимоотношениях,
- удовлетворённость ученика в общении,
- референтная группа ученика,
- отношение к учителям, товарищам, мотивы общения.
Краткие выводы.
1. Основные особенности личности ученика.
2. Причины, играющие наиболее существенную роль в
возникновении негативных качеств личности.
3. Пути и средства устранения отрицательных качеств
личности.
|