Даже в наше «раскрепощенное» время многие родители считают, что
касаться «запретной» темы неприлично и стыдно. Не в этом ли ханжеском
отношении к важной стороне человеческой жизни кроется причина
многочисленных абортов у несовершеннолетних женщин, стремительное
распространение СПИДа, увеличение числа брошенных младенцев и рост
проституции?
Многие педагоги и родители считают, что начинать
половое воспитание следует тогда, когда дети вступают в период полового
созревания. К сожалению, в этом возрасте подростки уже получили богатую
информацию про ЭТО от таких же невежественных и безграмотных
ровесников, почерпнувших свои знания из разных источников, в том числе
и на практике.
Правильно и деликатно проводимое половое
воспитание ставит своей целью не оголение человеческих отношений, а
освобождение подростка от ложного чувства стыда, формирование в нем
уважения к важнейшей стороне человеческой жизни - взаимоотношений между
мужчиной и женщиной.
Половое воспитание - важная составная часть
процесса воспитания ребенка, подростка, юноши, и пускать его на самотек
неразумно и преступно по отношению к собственному ребенку. Каждому
младенцу предстоит стать мужчиной или женщиной, поэтому воспитание
ребенка должно сформировать в нем полноценного представителя своего
пола. Наличие в социальной среде значительного количества
трансвеститов и лиц нетрадиционной сексуальной ориентации
свидетельствует о серьезных проблемах в их психосексуальном развитии с
детского возраста. Именно семье принадлежит главная роль в воспитании
из мальчика мужчины, а из девочки - женщины, чтобы ребенок осознавал
себя представителем своего пола в соответствии с анатомическими
особенностями. С раннего детства мальчик берет пример с отца,
подражая ему и репетируя свою половую роль в будущем. Для девочки
образцом поведения служит ее мать. А отношения между родителями
являются примером взаимоотношений полов.
Чем дольше родители
оберегают детей от соприкосновения с интимной стороной жизни, тем
больше вероятность эмоционального потрясения и отвращения к отношениям
между мужчиной и женщиной, о которых ребенок узнает в результате
«уличного просвещения».
Половое воспитание в семье - процесс
сложный, но необходимый, дающий возможность ребенку получить правильное
представление о взаимоотношениях полов, формирующий у него правила
поведения в половой жизни, подготавливающий к браку и семейной жизни.
Родители должны знать основные этапы психосексуального развития и
принципы полового воспитания ребенка, чтобы помочь правильному и
гармоничному развитию подростка, полноценному фомированию детородной
функции и воспитанию чувства ответственности за благополучие семьи и
будущих детей. Половые различия у плода закладываются на 6-й
неделе внутриутробной жизни, а на 8-й неделе формируются половые органы
и начинают вырабатываться половые гормоны, отвечающие не только за
анатомические особенности пола, но и за особенности половой
дифференциации мозга. Уже с первых дней жизни отмечаются различия в
поведении мальчиков и девочек, подтверждающие их разное психологическое
развитие.
Так, девочки больше спят и более чувствительны к
прикосновениям, лучше реагируют на сладкое. А мальчики превосходят в
физическом развитии, лучше удерживают голову в положении лежа на
животе. Девочки активнее реагируют на звуковые раздражители, а мальчики
- на зрительные. Не отсюда ли пошла поговорка «мужчина любит глазами, а
женщина - ушами»? В годовалом возрасте поведение еще больше
различается: девочки более спокойны, с удовольствием играют в куклы,
тогда как мальчики активны и подвижны, а из игрушек предпочитают
машины, самолеты, оружие.
С полутора лет ребенок уже точно
знает, кто он - мальчик или девочка, и различает людей по половой
принадлежности «тетя - дядя», хотя ориентируется в этом вопросе в
основном по одежде и прическе. В 3-4 года ребенок уже знает об
анатомических различиях между девочками и мальчиками, но большее
значение придает внешним признакам: платье, косички, бантики - это
девочка, брюки, короткая стрижка - это мальчик. Но в этом возрасте
понятие пола неустойчиво. И девочки, и мальчики думают, что,
переодевшись, можно изменить половую принадлежность. К 5-6
годам любой ребенок уже понимает постоянство своего пола и осознает,
что мальчик станет дядей, мужчиной, а девочка - тетей, женщиной и
мамой. Каждый ребенок изучает свое тело, в том числе и половые органы,
дотрагиваясь до них руками так же естественно и не стыдясь этого, как
он дотрагивается до носа, уха, коленки. Если постоянно одергивать
малыша и запрещать ему познавать свой организм, у него сформируется
понятие о постыдности тела, но одновременно выработается и повышенный
интерес именно к этим органам. Выросший в условиях запретов и
запугиваний человек в будущем испытывает затруднения в сексуальной
жизни, считая ее постыдной и «грязной». Ребенок должен развиваться как
личность, не испытывая препятствий со стороны взрослых, а получая от
них ответы на все вопросы, в том числе и связанные с полом.
Нередко
взрослые избегают разговоров на такие темы, отмалчиваясь или сердясь на
ребенка: «мал еще об этом спрашивать». Так в его сознании укрепляется
представление о плохой, неприличной стороне жизни взрослых и
закладывается основа для неправильного полового воспитания. Искоренить
у ребенка интерес к вопросам пола невозможно, но он перестанет
обращаться к родителям, и будет удовлетворять свою любознательность на
стороне. В возрасте от 5 до 9 лет половое сознание уже
установлено и осваивается половое поведение, чему способствуют ролевые
игры в «дочки-матери», «маму-папу», в «больницу». Выполняя функции
доктора, медсестры, родителей, дети подражают поведению взрослых,
трогают и рассматривают друг друга и даже имитируют половой акт.
Реакция взрослых на такие игры почти всегда предсказуема - гнев и
наказание. Хотя в этих отношениях нет даже намека на сексуальность, а
всего лишь любознательность, помогающая получить правильное
представление о половых различиях и своей половой роли.
Не
запрещать и наказывать, а постараться удовлетворить любопытство ребенка
в спокойной обстановке и доступными для него словами и понятиями - вот
правильный выход в этой непростой ситуации. Вопросы детей вполне
естественные и свидетельствуют о нормальном развитии личности: чем
мальчики отличаются от девочек, откуда я взялся. Только не
рассказывайте сказки о капусте, аистах и магазинах, в которых продаются
дети. Всегда можно найти слова, чтобы в доступной форме объяснить
ребенку тайну его происхождения. Так вы убережете его от шокирующих и
опошленных уличных знаний, преподнесенных в нецензурных выражениях и
сопровождаемых неприличными жестами.
Некоторые
особенности полового развития ребенка вызывают у родителей тревогу и
озабоченность. Речь пойдет о мастурбации (онанизме). Вы будете
удивлены, узнав, что почти 10% дошкольников мастурбируют, причем
девочки гораздо чаще. У некоторых девочек уже на первом году жизни
отмечаются эпизоды младенческой мастурбации: тесно сведенные и
перекрещенные бедра ритмично сжимаются и разжимаются, тельце
напрягается и принимает позу «мостика», лицо краснеет, на коже
выступает пот. Такое состояние длится несколько минут, затем
ваступает удовлетворенное расслабление, и ребенок засыпает. Это связано
с неравномерным развитием отделов головного мозга, обеспечивающих
жизненно важные функции, и тех, в которых расположены половые центры.
После года младенческая мастурбация проходит бесследно. Интенсивная и
непрерывная мастурбация ребенка свидетельствует об органическом
поражении головного мозга и требует консультации психоневролога.
У
девочек дошкольного и младшего школьного возраста мастурбация может
проявляться в виде трения и сжимания половых органов, прижимания их к
краю стула, кроватки, парты, катания на игрушке, велосипеде, трении о
тело взрослого человека. Причинами могут быть возбуждающие игры,
связанные с раскачиванием, подбрасыванием, ритмичными движениями.
Довольно часто мастурбируют дети, лишенные родительской ласки и
внимания.
У мальчиков почти всегда причиной мастурбации является
ощущение ненужности в семье, недостаток материнской нежности,
неуверенность в себе. Случайно обнаружив такой путь самоудовлетворения,
несчастный ребенок прибегает к нему всякий раз, когда обижен или
расстроен. Мастурбация помогает ему успокоиться и избежать стресса. У
некоторых детей привычка мастурбировать возникает под влиянием старших
приятелей или взрослых. Мастурбация детей до 10-летнего
возраста не должна оставаться без внимания взрослых. Не фиксируя
внимания ребенка на этом занятии, а тем более не ругая и не наказывая
за него, следует выяснить причину, устранить ее и отвлечь другими
интересными и увлекательными делами. Уделяйте ему больше внимания и
заботы, дайте понять, что любите его и интересуетесь его проблемами.
Создайте ему комфортные условия в семье с теплыми эмоциональными
отношениями, и ранняя мастурбация пройдет, не принеся вреда здоровью и
развитию.
Если ваши усилия не принесли успеха, обратитесь за
помощью к детскому психоневрологу. Возможно, придется пройти
обследование и курс лечения у специалиста.
В период полового
созревания от 12 до 18 лет происходит бурная гормональная перестройка
организма, появляются вторичные половые признаки и специфические
признаки половой зрелости: менструации у девочек и поллюции у
мальчиков. Физиологическое созревание у подростков значительно
опережает их психическое и социальное развитие, что делает их
неуравновешенными, конфликтными, легко ранимыми и побуждает вырваться
из-под опеки и контроля родителей. Эта жажда свободы и
стремление приобщиться к взрослой жизни нередко ведут к противостоянию
детей и родителей в семье и вызывают у подростков отчуждение и
агрессию. Именно в этот сложный период подросток нуждается в понимании
и эмоциональной поддержке взрослого человека, родителя или педагога,
деликатно и тактично помогающего в решении многочисленных проблем.
В
этом возрасте возникает чувство первой любви. Сначала это платоническое
влечение, когда достаточно просто видеть предмет своего обожания,
говорить с ним, вместе делать уроки, ходить в кино. Затем возникает
эротическая стадия, когда в мечтах уже присутствуют чувственные
элементы - прикосновения, объятия, поцелуи, которые подросток стремится
реализовать на практике в общении с любимой. Вскоре наступает черед
сексуального влечения, для реализации которого и начала половой жизни
не всегда имеются условия и желание партнера. У девушек сексуальность
просыпается гораздо позднее. А юношеская гиперсексуальность требует
разрядки сексуального напряжения, которая достигается в большинстве
случаев мастурбацией.
Как ни клеймили ее врачи и педагоги,
какими эпитетами ни награждали, как ни запугивали последствиями этого
нравственного падения (вредной привычки, болезни, порока), избавить
подростков от мастурбации не удалось. Почти все здоровые мальчики
проходят через мастурбацию, а начав половую жизнь, прекращают ее. В
настоящее время сексологи относятся к мастурбации как к нормальному
проявлению гиперсексуальности, помогающему снять ощущение напряженности
и физиологического дискомфорта в юношеском возрасте.
Родителям
не стоит запугивать подростка негативными последствиями мастурбации,
ругать или высмеивать его. Следует объяснить, что это возрастное
явление, и не надо придавать ему слишком большое значение и чрезмерно
увлекаться.
Современные подростки рано вступают во взрослую
жизнь. Чем раньше начаты половые отношения, тем меньше поводов говорить
о любви. Побудительными мотивами являются любопытство, желание не
отстать от сверстников, опасении потерять друга в случае отказа,
совращение более старшим партнером и т. д. Чем сильнее подросток
привязан к родителям, чем крепче нравственные установки, полученные в
семье, чем лучше подросток руководствуется необходимостью контроля и
чувством собственного достоинства, тем лучше он способен управлять
своими поступками и желаниями.
Подросток должен понимать, что
половая близость доставляет радость, если она подкреплена любовью и
духовной близостью, а без них теряет смысл и превращается в
«сексуальную гимнастику». На фоне острейших проблем нравственного и
полового воспитания подростков почти преступным является явное
нежелание родителей затрагивать эту тему в общении со своими детьми.
Половое воспитание подростков должно проводиться, несмотря на яростное
сопротивление некоторых родителей и педагогов. Слишком тяжела
расплата за безграмотность в этой важной составляющей жизни юношества.
Не полагайтесь на педагогов и медиков, которым по долгу службы положено
заниматься воспитанием подрастающего поколения. Разговор на интимные
темы в присутствии всего класса неизбежно вызывает неадекватную
реакцию: смущение, стыд, развязные жесты и пошлые высказывания. А
неподготовленные педагоги, не сумевшие взять правильный тон, нередко
превращают половое просвещение в половое развращение. Не
снимайте с себя ответственность за сексуальную безграмотность наших
детей. Говорить с детьми о безопасном сексе не стыдно! Стыдно быть
ханжой и не уберечь наивного подростка от негативных последствий
преждевременной половой жизни.
Внушите ему, что испытать всю
полноту любви можно, будучи зрелой личностью не только в физическом
смысле, но и в нравственном, духовном и социальном. Надо беречь
любимую, нести за нее ответственность, не возлагать на ее хрупкие плечи
расплату за торопливость чувств.
Девушка, попавшая в беду,
должна рассчитывать на помощь и поддержку родителей. Не ругайте и не
оскорбляйте ее, исправить ошибку словами не удастся. Вы - ее
единственная надежда и опора в этот сложный жизненный период. Тем более
что ваша вина очевидна - это вы упустили момент взросления дочери и не
подготовили ее к вступлению в «большую» жизнь. Отвечать за это придется
вместе. Не принимайте решения на скорую руку. Пусть улягутся
страсти, и тогда жизненный опыт и женская мудрость подскажут вам верное
решение. Инстинкт материнства возьмет верх над боязнью осуждения, и
через положенное время, взяв на руки дочкин «грех», вы испытаете
истинное счастье.
|