Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводят индивидуально.
Инструкция к тест: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».
Тестовый материал
История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как
играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас
будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь
вам». Тогда Оля ответила...
Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?
История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую
куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра
Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя
ответила...
Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным
карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, –
сказала Люба, – можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша
ответил...
Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую
красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда
Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов теста
Обработка предложена Р.Р. Калининой.
- 0 баллов – ребенок не может оценить поступки детей.
- 1
балл – ребенок оценивает поведение детей как положительное или
отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но
оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
- 2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
- 3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии
|