Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение
которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно
сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети
остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к
оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери
и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.
Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в
результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей,
внутрисемейного конфликта, отсутствия родительского тепла, отказа от
ребенка и пр. Поэтому позитивное общение с родителями – важнейший
фактор нормального психологического развития ребенка.
Подробное диагностическое обследование психического развития ребенка
включает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. Чтобы
понять многие супружеские конфликты и причину напряженности в семье,
практический психолог должен знать, как строится межличностное общение
родителей и детей. С помощью методик диагностики детско-родительских
отношений он может получить сведения об отклонениях в психическом
развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и конфликтов. Эти
методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные
отношения в системе «родитель – ребенок» глазами родителя, другие –
глазами ребенка.
Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель –
ребенок» глазами родителя. Важнейшая сфера деятельности семейного
психолога – работа с родителями, ибо их роль определяет формирование
уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития.
Изучая межличностные отношения в системе «родитель–ребенок» глазами
родителя, практический семейный психолог обращает внимание на
особенности семейного воспитания:
- родительские установки и реакции;
- отношение родителей к ребенку и жизни в семье;
- нарушения воспитательного процесса в семье;
- причины отклонений в семейном воспитании;
- типы воспитания;
- уровень родительской компетентности и т.п.
Эти аспекты взаимоотношения родителей и детей исследуются с помощью социальных методик.
Тест «Родительско-детские отношения» (РАКТ) (американские психологи Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптирован Т.Н. Нещерет).
Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений
воспитания (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) предназначен для
изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном
воспитании.
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варг, В.В. Столин)
представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на
выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за
психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И. Захарова).
Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель –
ребенок» глазами ребенка. Наиболее популярен у психологов графический
тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных
исследованиях межличностных отношений и практических разработках
благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей,
получаемых в результате работы.
Широко известна также проективная методика Р. Жиля, исследующая
межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных
отношений.
Эффективна методика А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой «Диагностика
эмоциональных отношений в семье», разработанная для двух возрастных
групп: для дошкольников и младших школьников; для подростков.
|