Сегодня из-за многообразия предлагаемых
профилей обучения редко кто из учащихся
продолжает обучение в 10-м классе в том же
классном коллективе, в котором учился раньше.
Поэтому для современных десятиклассников очень
важной является проблема
социально-психологической адаптации к новому
коллективу, т. е. вхождение, "вживание” в систему
иных взаимоотношений, нахождение, занятие в
новой микросреде определенного статуса,
самоутверждение в ней.
Для успешной адаптации десятиклассников важно
с первых дней учебы в новом коллективе создать
положительный эмоциональный фон, условия для
активной жизнедеятельности, доброжелательные
взаимоотношения как между учащимися, так и между
учащимися и педагогами, учащимися и классным
руководителем. Улучшение
социально-психологического климата,
формирование позитивных групповых норм общения
важны не только для повышения сплоченности
класса, развития коллектива как целостного
группового субъекта, но и для успешной учебной
деятельности.
Эти задачи можно решать разными путями, один из
них – специальные тренинговые занятия,
которые позволяют в очень короткие сроки
активизировать процесс адаптации.
Цель занятий: создание условий для
активизации процесса успешной адаптации
учащихся 10-го класса к условиям старшей школы.
Задачи:
- обучение участников группы способам осознания
и отреагирования эмоций;
- способствование повышению самооценки
участников группы;
- способствование повышению общей
коммуникативной культуры учащихся;
- формирование групповых норм партнерского
общения;
- формирование навыков взаимодействия в команде
(группе);
- развитие чувства "мы”; внутреннего единства
класса;
- способствование развитию благоприятного
социально-психологического климата классного
коллектива.
Очень важно, чтобы в упражнениях участвовал
весь класс целиком, не разбиваясь на подгруппы.
Это связано с тем, что работа по подгруппам
(особенно с соревновательными элементами)
усиливает сплоченность внутри именно этих
подгрупп, что иногда приводит к разногласиям в
классе. Если же возникает необходимость класс
разделить, то подгруппы можно выделять случайным
образом и каждый раз состав этих подгрупп должен
быть разным.
Важно также участие в упражнениях классного
руководителя (для создания доверительных,
неформальных отношений учащихся с педагогом).
Для этого во время занятий у педагога с учащимися
должны бать приняты правила партнерского
(субъект-субъектного) общения.
Программа может быть реализована в двух
вариантах: один день 4–5 часовых непрерывных
занятий или в виде 4 еженедельных занятий на
классных часах. Занятия должны проходить в
просторном помещении, участники сидят в кругу.
Примерное содержание однодневного занятия (этапы
и упражнения).
I этап. "Знакомство”.
Цели:
- Ориентация учащихся в целях занятия;
- знакомство с участниками;
- установление групповых норм;
- создание рабочей атмосферы в классе.
Упражнения |
Содержание |
Цель |
Слово ведущего. |
Знакомство с классом, рассказ о целях
занятий, мотивация на работу в группе. |
Знакомство, ориентация участников в
целях занятий, установление групповых норм,
создание рабочей атмосферы в группе. |
Упражнение "Снежный ком”[2]. |
Первый участник называет свое имя,
следующий – имя первого и свое, третий – имя
первого, второго и свое и т.д. |
Сформировать и закрепить норму общения
в группе (по именам), установить равенство
позиций. |
Упражнение "Интервью в парах”[2]. |
Разбить участников на пары (лучше с
малознакомыми партнерами). За 10 минут необходимо
собрать друг о друге как можно больше информации.
Затем участники представляют друг друга всем
присутствующим. |
Развитие навыков самопрезентации,
эмпатии, создание условий для доверительного
общения, возможности лучше узнать друг друга. |
Упражнение – разминка "Черные шнурки”
(чтобы взбодрить группу) [1].
|
Участники сидят в кругу, ведущий (у него
нет стула), называет какую-то деталь (например: "У
кого в одежде есть белый цвет?”, "Кто любит
сладкое?” и т.п.). Участники, у которых есть эта
деталь, должны поменяться местами, а ведущий
пытается занять свободное место. Водит тот, кому
не досталось стула. |
Формирование открытых отношений между
членами группы, внимания друг к другу, сплочение
группы, эмоциональная разрядка. |
Упражнение "Что изменилось” (как
вариант упражнения "Черные шнурки”, если группу
нужно успокоить). |
Участники разбиваются на пары,
внимательно осматривают друг друга, делая
мысленную фотографию. Повернувшись спиной друг к
другу, меняют что-то в своей одежде, внешности.
Повернувшись, ищут изменения. |
Формирование открытых отношений между
членами группы, внимания друг к другу, сплочение
группы, эмоциональная разрядка. |
II этап. "Учимся общаться”.
Цели:
- Создание дружеской атмосферы взаимопомощи;
- доверия;
- доброжелательного и открытого общения учащихся
друг с другом в классе.
Упражнения |
Содержание |
Цель |
Упражнение "Взгляды” [2] (прим.:
обязательна рефлексия упражнения). |
Ученики сидят напротив друг друга. Все
закрывают глаза, по команде ведущего открывают и
пытаются установить с кем-то из группы контакт
глазами. |
Определение уровня развития личных
контактов в группе, развитие навыков открытых,
доверительных отношений, уверенности в себе. |
Упражнение "Переманивания” (вариант
упражнения "Перебежчики и охранники” [2]. |
Учащиеся образуют два круга – внешний и
внутренний. У каждого участника из внешнего
круга есть пара из внутреннего. Участник без пары
должен без помощи слов переманить к себе
участника внутреннего круга, чтобы образовалась
пара. |
Развитие навыков установления
невербального контакта, открытых отношений
между членами группы, внимания друг к другу. |
Упражнение "Паровозики” [4] (Учитель
должен обеспечить безопасность учащихся;
обязательна рефлексия).
Как вариант – упражнение "Слепой и поводырь”
[5]. |
Ученики делятся на группы по 3 человека,
встают друг за другом, держась только за локти.
Глаза открыты только у третьего участника. По
команде ведущего "паровозики” начинают
двигаться по комнате, стараясь не сталкиваться
друг с другом. Через некоторое время участники
меняются местами, с тем, чтобы каждый смог
побывать в разных ролях: ведущего и ведомого. |
Осознание учащимися своей комфортной
позиции в общении и, может быть, своих страхов в
общении, развитие ответственности и доверия в
межличностном общении. |
Упражнение "Кот и дом” [5] (нужны листы
бумаги и фломастеры). Прим: при обсуждении разных
стратегий взаимодействия важно поговорить о том,
какие чувства вызывает агрессия партнера,
проговорить удачные варианты решения задания. |
Участники делятся на пары,
договариваются, кто будет первым, кто вторым.
Задание участникам № 1 в парах (слышат только они)
– нарисовать дом, участникам № 2 – кота.
Упражнение должно проходить в полной тишине,
разговаривать нельзя. Каждая пара получает лист
бумаги и один фломастер на двоих. Необходимо
взять фломастер одновременно (!) обоим партнерам
и выполнить полученное задание. |
Осознание своих стратегий
взаимодействия в общении при конфликте
интересов; формирование навыков партнерских
отношений, умения понимать и чувствовать друг
друга. |
Перерыв – 20 мин.
III этап. "Мы – команда”.
Цели:
- Сплочение группы;
- формирование чувства команды;
- навыков взаимодействия в команде (в группе);
- формирование групповых норм партнерского
общения.
Упражнения |
Содержание |
Цель |
Упражнение "Вавилонская башня” [5]
(нужен скотч, ножницы и стопка газет). Примечание:
обязательна рефлексия упражнения. |
Группа делится на две команды. Каждая
команда получает скотч, ножницы и стопку газет.
Задача: за 15 минут построить башню, которая
должна быть как можно выше и после постройки
простоять хотя бы минуту. Нельзя использовать
стулья, столы, другие предметы, людей. |
Формирование умения работать в команде,
находить себе место в групповой работе. |
Упражнение "Сквозь кольцо” [3] При
обсуждении упражнения выяснить, что помогало,
что мешало выполнению упражнения. Как
действовали – по плану или каждый действовал
по-своему? Как можно было бы усовершенствовать
способ передачи обруча? |
Участники стоят в шеренге, взявшись за
руки, крайнему дается гимнастический обруч (или
кольцо из веревки, проволоки). Задача участников:
не разжимая рук, "просочиться” через это кольцо
так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на
другом конце шеренги. |
Координация совместных действий,
сплочение, тренировка уверенного поведения в
ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи,
взять на себя лидерские функции. |
Упражнение "Совместный счет” [2] |
Участникам нужно совместно сосчитать
до десяти, но договариваться о порядке счета
нельзя, т.е. кто-то говорит "один”, другой "два”
и т.д. Если очередное число произносят
одновременно два человека, счет начинается
сначала. |
Развитие групповой сплоченности,
умения координировать совместные действия. |
Упражнение "Пантомима” [5] |
Класс разделить на несколько команд (по
7–8 человек), раздать карточки с заданиями (без
слов изобразить паровоз; гусеницу; оркестр;
Пизанскую башню; болельщиков; команду, которая
выигрывает (проигрывает) и т.д., используя всех
участников команды. |
Развитие навыков координации
совместных действий, сплочение группы, развитие
навыков вербального и невербального общения,
саморегуляции. |
IV этап. "Сплочение и доверие”.
Цели:
- Формирование доверительной обстановки в группе;
- умения координировать совместные действия
(упражнения в русле телесно-ориентированного
подхода).
Упражнения |
Содержание |
Цель |
Упражнение "Скалолаз” [2] |
Участники встают в плотную шеренгу,
создавая "скалу”, на которой "торчат
выступы”, образованные из выставленных рук и ног
участников, наклоненных вперед тел. Задача
водящего – пройти вдоль этой "скалы”, не упав в
"пропасть”, т.е. не поставив свою ногу за пределы
линии, образованной ступнями остальных
участников. Проведение упражнения удобнее всего
организовать в форме цепочки – участники с
одного конца "скалы” поочередно перебираются к
другому, где вновь "встраиваются” в нее. |
Развитие навыков телесного контакта и
пластики движений; развитие навыков
невербальной коммуникации и координации
совместных действий. |
Упражнение "Передача движений” [2] |
Участники встают в круг в затылок друг
другу, чтобы расстояние между ними было 30 – 40
сантиметров, закрывают глаза. Водящий начинает
совершать какое-либо движение, аккуратно касаясь
при этом руками спины, плеч, головы или шеи
стоящего впереди участника (массирует ему плечи,
постукивает пальцами вокруг позвоночника и т.д.),
тот делает такое же движение, касаясь следующего
и т.д., пока движение не прошло полный круг. После
этого водящим становится следующий участник,
пускающий по кругу очередное движение. Когда в
роли водящего побывала половина участников,
ведущий дает команду повернуться кругом, и
оставшиеся водящие передают движения в обратном
направлении. Для выполнения упражнения лучше
расставить участников таким образом, чтобы
чередовались юноши и девушки. |
Развитие телесной чувствительности,
сплочение группы, развитие эмпатии участников. |
Упражнение "Круг доверия” ("Восковая
палочка”) [5] Прим: Обязателен обмен
впечатлениями после "качания” каждого
участника. |
Участники разбиваются на группы по 8–9
человек, желательно равное количество юношей и
девушек. Группа встает в тесный, плотный круг,
держа руки ладонями вперед на уровне груди.
Диаметр круга около 1,5 метра. Водящий в центре
круга расслабляется и начинает свободно падать
вперед или назад на руки стоящих вокруг
участников. Их задача - мягко ловить его на руки (с
опорой на плечи) и легко отталкивать от себя, так,
чтобы он начал падать в другую сторону.
Желательно, чтобы в середине круга побывал
каждый участник. |
Упражнение стимулирует развитие
взаимного доверия участников, развивает умение
расслабляться, снимать напряжение, создает
возможность для тактильного контакта. |
V этап. "Завершение занятия”.
Итоговая рефлексия участников.
Литература.
- Вачков И.В. Групповые методы в работе
школьного психолога: учебно-методическое
пособие. М., 2002.
- Грецов А.Г. Психологические тренинги с
подростками. СПб.: Питер, 2008.
- Грецов А.Г. Тренинг уверенного поведения.
СПб.: Питер, 2007.
- Емельянова Е.В. Психологические проблемы
современного подростка и их решение в тренинге.
СПб.: Речь, 2008.
- Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего
начать? М., 2003.
|