Понедельник, 25.11.2024, 05:04Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статей
Главная » Статьи » Тренинги » Тренинги уверенного поведения

Адаптационные занятия для учащихся 10-х классов

Сегодня из-за многообразия предлагаемых профилей обучения редко кто из учащихся продолжает обучение в 10-м классе в том же классном коллективе, в котором учился раньше. Поэтому для современных десятиклассников очень важной является проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу, т. е. вхождение, "вживание” в систему иных взаимоотношений, нахождение, занятие в новой микросреде определенного статуса, самоутверждение в ней.

Для успешной адаптации десятиклассников важно с первых дней учебы в новом коллективе создать положительный эмоциональный фон, условия для активной жизнедеятельности, доброжелательные взаимоотношения как между учащимися, так и между учащимися и педагогами, учащимися и классным руководителем. Улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм общения важны не только для повышения сплоченности класса, развития коллектива как целостного группового субъекта, но и для успешной учебной деятельности.

Эти задачи можно решать разными путями, один из них – специальные тренинговые занятия, которые позволяют в очень короткие сроки активизировать процесс адаптации.

Цель занятий: создание условий для активизации процесса успешной адаптации учащихся 10-го класса к условиям старшей школы.

Задачи:

  • обучение участников группы способам осознания и отреагирования эмоций;
  • способствование повышению самооценки участников группы;
  • способствование повышению общей коммуникативной культуры учащихся;
  • формирование групповых норм партнерского общения;
  • формирование навыков взаимодействия в команде (группе);
  • развитие чувства "мы”; внутреннего единства класса;
  • способствование развитию благоприятного социально-психологического климата классного коллектива.

Очень важно, чтобы в упражнениях участвовал весь класс целиком, не разбиваясь на подгруппы. Это связано с тем, что работа по подгруппам (особенно с соревновательными элементами) усиливает сплоченность внутри именно этих подгрупп, что иногда приводит к разногласиям в классе. Если же возникает необходимость класс разделить, то подгруппы можно выделять случайным образом и каждый раз состав этих подгрупп должен быть разным.

Важно также участие в упражнениях классного руководителя (для создания доверительных, неформальных отношений учащихся с педагогом). Для этого во время занятий у педагога с учащимися должны бать приняты правила партнерского (субъект-субъектного) общения.

Программа может быть реализована в двух вариантах: один день 4–5 часовых непрерывных занятий или в виде 4 еженедельных занятий на классных часах. Занятия должны проходить в просторном помещении, участники сидят в кругу.

Примерное содержание однодневного занятия (этапы и упражнения).

I этап. "Знакомство”.

Цели:

  • Ориентация учащихся в целях занятия;
  • знакомство с участниками;
  • установление групповых норм;
  • создание рабочей атмосферы в классе.
Упражнения Содержание Цель
Слово ведущего. Знакомство с классом, рассказ о целях занятий, мотивация на работу в группе. Знакомство, ориентация участников в целях занятий, установление групповых норм, создание рабочей атмосферы в группе.
Упражнение "Снежный ком”[2]. Первый участник называет свое имя, следующий – имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т.д. Сформировать и закрепить норму общения в группе (по именам), установить равенство позиций.
Упражнение "Интервью в парах”[2]. Разбить участников на пары (лучше с малознакомыми партнерами). За 10 минут необходимо собрать друг о друге как можно больше информации. Затем участники представляют друг друга всем присутствующим. Развитие навыков самопрезентации, эмпатии, создание условий для доверительного общения, возможности лучше узнать друг друга.
Упражнение – разминка "Черные шнурки” (чтобы взбодрить группу) [1].

 

 

 

 

 

 

Участники сидят в кругу, ведущий (у него нет стула), называет какую-то деталь (например: "У кого в одежде есть белый цвет?”, "Кто любит сладкое?” и т.п.). Участники, у которых есть эта деталь, должны поменяться местами, а ведущий пытается занять свободное место. Водит тот, кому не досталось стула. Формирование открытых отношений между членами группы, внимания друг к другу, сплочение группы, эмоциональная разрядка.
Упражнение "Что изменилось” (как вариант упражнения "Черные шнурки”, если группу нужно успокоить). Участники разбиваются на пары, внимательно осматривают друг друга, делая мысленную фотографию. Повернувшись спиной друг к другу, меняют что-то в своей одежде, внешности. Повернувшись, ищут изменения. Формирование открытых отношений между членами группы, внимания друг к другу, сплочение группы, эмоциональная разрядка.

 II этап. "Учимся общаться”.

Цели:

  • Создание дружеской атмосферы взаимопомощи;
  • доверия;
  • доброжелательного и открытого общения учащихся друг с другом в классе.
Упражнения Содержание Цель
Упражнение "Взгляды” [2] (прим.: обязательна рефлексия упражнения). Ученики сидят напротив друг друга. Все закрывают глаза, по команде ведущего открывают и пытаются установить с кем-то из группы контакт глазами. Определение уровня развития личных контактов в группе, развитие навыков открытых, доверительных отношений, уверенности в себе.
Упражнение "Переманивания” (вариант упражнения "Перебежчики и охранники” [2]. Учащиеся образуют два круга – внешний и внутренний. У каждого участника из внешнего круга есть пара из внутреннего. Участник без пары должен без помощи слов переманить к себе участника внутреннего круга, чтобы образовалась пара. Развитие навыков установления невербального контакта, открытых отношений между членами группы, внимания друг к другу.
Упражнение "Паровозики” [4]

(Учитель должен обеспечить безопасность учащихся; обязательна рефлексия).

Как вариант – упражнение "Слепой и поводырь” [5].

Ученики делятся на группы по 3 человека, встают друг за другом, держась только за локти. Глаза открыты только у третьего участника. По команде ведущего "паровозики” начинают двигаться по комнате, стараясь не сталкиваться друг с другом. Через некоторое время участники меняются местами, с тем, чтобы каждый смог побывать в разных ролях: ведущего и ведомого. Осознание учащимися своей комфортной позиции в общении и, может быть, своих страхов в общении, развитие ответственности и доверия в межличностном общении.
Упражнение "Кот и дом” [5] (нужны листы бумаги и фломастеры). Прим: при обсуждении разных стратегий взаимодействия важно поговорить о том, какие чувства вызывает агрессия партнера, проговорить удачные варианты решения задания. Участники делятся на пары, договариваются, кто будет первым, кто вторым. Задание участникам № 1 в парах (слышат только они) – нарисовать дом, участникам № 2 – кота. Упражнение должно проходить в полной тишине, разговаривать нельзя. Каждая пара получает лист бумаги и один фломастер на двоих. Необходимо взять фломастер одновременно (!) обоим партнерам и выполнить полученное задание. Осознание своих стратегий взаимодействия в общении при конфликте интересов; формирование навыков партнерских отношений, умения понимать и чувствовать друг друга.

Перерыв – 20 мин.

III этап. "Мы – команда”.

Цели:

  • Сплочение группы;
  • формирование чувства команды;
  • навыков взаимодействия в команде (в группе);
  • формирование групповых норм партнерского общения.
Упражнения Содержание Цель
Упражнение "Вавилонская башня” [5] (нужен скотч, ножницы и стопка газет).

Примечание: обязательна рефлексия упражнения.

Группа делится на две команды. Каждая команда получает скотч, ножницы и стопку газет. Задача: за 15 минут построить башню, которая должна быть как можно выше и после постройки простоять хотя бы минуту. Нельзя использовать стулья, столы, другие предметы, людей. Формирование умения работать в команде, находить себе место в групповой работе.
Упражнение "Сквозь кольцо” [3]

При обсуждении упражнения выяснить, что помогало, что мешало выполнению упражнения. Как действовали – по плану или каждый действовал по-своему? Как можно было бы усовершенствовать способ передачи обруча?

Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, крайнему дается гимнастический обруч (или кольцо из веревки, проволоки). Задача участников: не разжимая рук, "просочиться” через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги. Координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции.
Упражнение "Совместный счет” [2] Участникам нужно совместно сосчитать до десяти, но договариваться о порядке счета нельзя, т.е. кто-то говорит "один”, другой "два” и т.д. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. Развитие групповой сплоченности, умения координировать совместные действия.
Упражнение "Пантомима” [5] Класс разделить на несколько команд (по 7–8 человек), раздать карточки с заданиями (без слов изобразить паровоз; гусеницу; оркестр; Пизанскую башню; болельщиков; команду, которая выигрывает (проигрывает) и т.д., используя всех участников команды. Развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы, развитие навыков вербального и невербального общения, саморегуляции.

IV этап. "Сплочение и доверие”.

Цели:

  • Формирование доверительной обстановки в группе;
  • умения координировать совместные действия (упражнения в русле телесно-ориентированного подхода).
Упражнения Содержание Цель
Упражнение "Скалолаз” [2] Участники встают в плотную шеренгу, создавая "скалу”, на которой

"торчат выступы”, образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего – пройти вдоль этой "скалы”, не упав в "пропасть”, т.е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников. Проведение упражнения удобнее всего организовать в форме цепочки – участники с одного конца "скалы” поочередно перебираются к другому, где вновь "встраиваются” в нее.

Развитие навыков телесного контакта и пластики движений; развитие навыков невербальной коммуникации и координации совместных действий.
Упражнение "Передача движений” [2] Участники встают в круг в затылок друг другу, чтобы расстояние между ними было 30 – 40 сантиметров, закрывают глаза. Водящий начинает совершать какое-либо движение, аккуратно касаясь при этом руками спины, плеч, головы или шеи стоящего впереди участника (массирует ему плечи, постукивает пальцами вокруг позвоночника и т.д.), тот делает такое же движение, касаясь следующего и т.д., пока движение не прошло полный круг. После этого водящим становится следующий участник, пускающий по кругу очередное движение. Когда в роли водящего побывала половина участников, ведущий дает команду повернуться кругом, и оставшиеся водящие передают движения в обратном направлении. Для выполнения упражнения лучше расставить участников таким образом, чтобы чередовались юноши и девушки.

 

Развитие телесной чувствительности, сплочение группы, развитие эмпатии участников.
Упражнение "Круг доверия” ("Восковая палочка”) [5]

Прим: Обязателен обмен впечатлениями после "качания” каждого участника.

Участники разбиваются на группы по 8–9 человек, желательно равное количество юношей и девушек. Группа встает в тесный, плотный круг, держа руки ладонями вперед на уровне груди. Диаметр круга около 1,5 метра. Водящий в центре круга расслабляется и начинает свободно падать вперед или назад на руки стоящих вокруг участников. Их задача - мягко ловить его на руки (с опорой на плечи) и легко отталкивать от себя, так, чтобы он начал падать в другую сторону. Желательно, чтобы в середине круга побывал каждый участник. Упражнение стимулирует развитие взаимного доверия участников, развивает умение расслабляться, снимать напряжение, создает возможность для тактильного контакта.

 V этап. "Завершение занятия”.

Итоговая рефлексия участников.

Литература.

  1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М., 2002.
  2. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2008.
  3. Грецов А.Г. Тренинг уверенного поведения. СПб.: Питер, 2007.
  4. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: Речь, 2008.
  5. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М., 2003.
Категория: Тренинги уверенного поведения | Добавил: Welcome (01.03.2010) | Автор: Чистякова Тамара Александровна
Просмотров: 16300 | Рейтинг: 4.6/11 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz