Цель: Умение работать в команде, формировать
ответственность за свои решения и умение
учитывать интересы.
1.Участники делятся на 4 группы
Участникам тренинга предлагается
почувствовать себя одной из фигур (кругом,
зигзагом, треугольником, квадратом), выбрать одну
из фигур, которая ему близка, с которой он себя
идентифицирует. Ведущий зачитывает
характеристики каждой из фигуры.
Круг – Эта фигура символ гармонии, самый
доброжелательный из 5 форм. “Круги”
стабилизируют группу. Это лучшие коммуникаторы,
обладают высокой чувствительностью и развитой
эмпатией. “Круги”, относятся к
“правополушарным” мыслителям.
“Правополушарное” мышление – более образное,
интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее
интегративное, чем анализирующее.
Зигзаг – эта фигура символизирует
креативность, творчество, ей свойственны
образность, интуитивность, интегративность,
мозаичность. Доминирующим стилем мышления
является синтетический стиль. Комбинирование
абсолютно различных, несходных идей и создание
на этой основе чего-то нового, оригинального –
вот что нравится “зигзагам”. Такое мышление
позволяет им строить целостные, гармоничные
концепции и образы. “Зигзаги” относятся к
“правополушарным” мыслителям.
Психологические типы, выбирающие линейные
фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник)
характеризуются аналитическим
“левополушарным” мышлением, способностью
глубоко и быстро анализировать ситуацию.
Треугольник – символизирует лидерство.
“Треугольники” - энергичные, неудержимые
личности, которые ставят ясные цели и, как
правило, достигают их. Они способны брать
ответственность на себя, решительны,
конкурентны, уверенны в себе. Доминирующие
установки – победа, выигрыш, успех!
“Треугольники” быстро и успешно учатся, но
прежде всего – тому, что способствует достижению
их цели. Они глубоко и быстро анализируют любую
ситуацию.
Квадрат – символизирует порядок,
аккуратность, практичность. “Квадраты” обычно
организованы, трудолюбивы, рациональны,
настойчивы. Доминирующие установки для них –
консерватизм, пунктуальность, осторожность.
Выносливость, терпение и методичность обычно
делают “квадрата” высоклассным специалистом в
своей области, эрудитом. “Квадраты”, как
правило, не выносят беспорядка, рисковых
ситуаций, нарушений режима, суматохи.
Вывод:
В каждой группе должен присутствовать каждый
психологический тип, тем самым правильно
распределяться роли (лидера, исполняющих,
поддерживающих, генератора идей).
2.Упражнение “Землетрясение”
Инструкция дается каждой группе:
“Представьте себе, что ваша группа оказалась в
зоне землетрясения. Комната, в которой мы
находимся сейчас, представляет реальную угрозу
для жизни, так как в любой момент может
обрушиться потолок. Что делают в такой
обстановке? К сожалению, люди часто начинают
паниковать, впадают в истерику, все одновременно
пытаются прорываться к выходу и тем самым губят
себя.
Вам нужно принять решение о том, кто и в какой
последовательности будет выходить из комнаты.
При этом нужно помнить, что шансы первого
человека остаться в живых составляют почти 100 %,
ведь у него достаточно времени, чтобы спокойно,
но быстро, выйти из здания и перейти в безопасное
место. Шансы второго человека уже немного меньше,
так как время идет и угроза возрастает. У
третьего по очереди человека шанс уменьшается
еще на какой-то процент и т. д. Вы прекрасно
понимаете, что у человека, который будет
последним в этой очереди, шансов практически нет,
скорее всего, что он погибнет под развалинами.
Так что речь идет о жизни и смерти.
Вам нужно принять за очень ограниченное
время ответственное решение установить
очередность выхода из этой комнаты, потолок
которой может с минуты на минуту обрушиться. Но
сначала вы примите это решение самостоятельно.
Для этого вам нужно взять лист бумаги, переписать
имена всех присутствующих, а затем с правой
стороны рядом с каждым поставить порядковый
номер, соответствующий очередности выхода этого
человека из комнаты, рассуждая примерно так:
“Первым должен выходить Игорь, так как он самый
молодой из нас, вторым пойдет Аня, так как она...”
Принимая решение, имейте в виду, что вы должны
определить очередь для всех членов группы до
последнего человека.
Когда вы примите индивидуальное решение, нужно
собраться в круг и приступить к выработке
группового решения, помня, что решение
принимается, когда за него проголосуют все члены
группы без исключения. Время, которое есть в
распоряжении группы, неизвестно, так как когда
обрушится потолок трудно сказать, может быть
через минуту, а может быть через пять минут.
Главное - остаться в живых. Если вы не сможете
договориться, вы погибните все, так как эвакуация
начнется лишь после того, как каждый будет знать
свою очередь, то есть после принятия всех
решений. Обычно отводится 20-25 минут на игру, но
его можно увеличить или сократить до 17-18 минут.
Если группа сумела принять все решения при 100 %
голосовании, следует поздравить участников с
благополучным завершением и попросить их
подумать, что помогло успешно выйти из столь
критической ситуации. Если группа не смогла
принять за отведенное время решения по каждому
человеку, то ведущий объявляет, что все участники
погибли, и просит подумать над причинами, которые
привели к этой трагедии.
Вопросы для обсуждения:
- Что мешало в принятии решения? С какими
трудностями столкнулись при принятии группового
решения?
- Почему потерпели неудачу?
- Что помогало принять групповое решение?
После обсуждения вопросов, зачитываются
результаты разделения по группам, и объясняется
причина некоторых неудач участников.
3.Анкета
Участникам предлагается оценить свое участие и
участие других участников в группе, а также
проанализировать, сравнить свою оценку с оценкой
других участников.
Анкета для участников группы
Фамилия _____________________ Имя___________________ Класс_______
Ниже перечислено несколько принципов работы
человека в группе. Оцените следование этим
принципам себя и каждого члена группы (передавая
листки по кругу) по пятибалльной шкале:
5- следует в значительной степени;
4-следует довольно часто;
3-трудно сказать;
2-следует в небольшой степени;
1-не следует данному принципу.
№ Принципы работы в группе |
Я |
Группа обо мне |
1.При обсуждении активен, высказывает свое
мнение |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Внимательно слушает каждого говорящего |
|
|
|
|
|
|
|
|
3.Поощряет участие других, демонстрирует
понимание чужих мнений |
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Ориентирован на решение задачи, направляет
группу к ее целям, выявляя отклонения от курса |
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Критикует точку зрения, а не человека |
|
|
|
|
|
|
|
|
6.Выступает посредником при расхождении мнений |
|
|
|
|
|
|
|
|
7.Говорит кратко, ценит время |
|
|
|
|
|
|
|
|
8.Подталкивает, побуждает группу к принятию
решения |
|
|
|
|
|
|
|
|
9.Старается хорошо аргументировать свое мнение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10.Поступается в чем-то своим мнением, согласуя
его с мнением других, для утверждения группового
согласия |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ученики высказывают свои мнения, ощущения, что
понравилось, что не понравилось, чему научились и
вынесли для себя полезного из урока-тренинга
“Умение работать в команде”.
Источник: http://festival.1september.ru/articles/502057/ |