“ Личности под силу создавать свое
духовное и физическое здоровье. В каждом
человеке есть врач, просто его нужно
разбудить…”
ГИППОКРАТ
Цель урока. Развивать у учащихся
бережное отношение к своему физическому,
психическому и духовному здоровью, и здоровью
окружающих через понимание основ здорового
образа жизни, через взаимосвязь характера и
состояния здоровья.
Ход урока.
Учащиеся садятся в круг.
-Добрый день, ребята! У нас с вами сегодня
очередной урок-тренинг по здоровью. Перед тем,
как начать занятие, давайте уточним, какое же
сегодня наше настроение ( упрощенный вариант
теста М. Люшера, см. рисунок 1).
Учащиеся выбирают цвета, соответствующие их
настроению.
-Замечательно, у всех хорошее настроение,
надеюсь занятие пройдет плодотворно для каждого
из нас. Для начала предлагаю вам одно упражнение,
надеюсь, что оно поможет нам в дальнейшей нашей
работе: подумайте немного и пусть каждый из вас
скажет своему соседу справа, какая черта
характера своего соседа ему больше всего
нравится.
Упражнение:
Марсель, ты у нас такой заботливый!
Спасибо. Эльвира, мне нравится в тебе…
Спасибо Марсель….
-Ребята, а что вы чувствовали при этом, приятно
ли вам было? Почувствовали ли вы, что это
прибавило вам силы, уверенности,
энергии…(Учащиеся высказывают свое мнение.)
- Спасибо за ваши высказывания. Сегодня я
предлагаю вам сначала порисовать, поработать
красками, цветными карандашами; а потом все
вместе обсудим нашу сегодняшнюю тему. Я думаю,
что она достаточно серьезная. Хочу предложить
вам попробовать нарисовать наши чувства, эмоции,
возникшие при слове “болезнь” и при слове
“здоровье”. Какие ассоциации у вас возникают в
воображении в связи с этими словами? (На каждое
слово отводится по 30 секунд на прочувствование
этого состояния…). Вот лист ватмана, вот краски,
кисточки. Разделимся на две группы ( по жребию) и
одновременно нарисуем на листе ватмана свои
переживания, ассоциации со словом “болезнь” и
со словом “здоровье”. Как поделим лист ватмана?
По диагонали? Или…(выбор за учащимися)
( Звучит музыка… Ребята рисуют. У каждой группы
своя задача. Работа длится 5 мин. Затем рисунок
вывешивается на доску или ему отводится место,
удобное всем для рассмотрения).
- Вот и готово наше общее произведение
искусства. Ребята, прокомментируйте, пожалуйста,
свои рисунки. Эти два рисунка, действительно,
сильно отличаются . Одна сторона светлая, а
другая темная.
Ребята дают некоторые объяснения по поводу
своего рисунка.
- А теперь я раздам вам по несколько листочков (
примерно по три), в них еле заметно простым
карандашом написаны слова или словосочетания,
так или иначе связанные с нашим характером, нашим
состоянием души. Вот цветные карандаши,
фломастеры. Ваша задача придать цвет этим словам
и листочку и приклеить на ту часть рисунка, куда
вы считаете нужным.
Среди листочков есть такие, где нет никакой
записи. Если кому-то попался такой листочек, вы
сами допишите туда, что считаете уместным в
данном случае.
Звучит музыка. Учащиеся получают по несколько
листочков и приступают к работе. Работа
продолжается примерно 5-7 мин.
- Вот уже наше произведение искусства можно
назвать условно законченным, хотя его можно
продолжать и продолжать…Правда? Ребята, давайте
поговорим с вами, почему вы поместили ваши
листочки именно в ту часть, где они на данный
момент находятся.
Учащиеся отвечают на вопросы, объясняют, делают
заключения по тем или иным качествам характера
человека, об их влиянии на наше психическое и
физическое здоровье…
Ученица:
- На моих листочках были написаны такие слова:
доброта и страх. Я обвела слово “доброта” нежно
голубым цветом и поместила на светлую сторону
рисунка. Считаю, что добрый человек своими
добрыми поступками делает приятное окружающим,
ему самому от этого еще приятнее на душе; доброта
придает человеку чистую энергию, сохраняющую
здоровье. А слово “страх” я обвела черным цветом
и поместила на темную сторону рисунка. Считаю,
что страх на человека влияет только с плохой
стороны понижая его психическую энергию и
иммунитет. Еще у меня был чистый листочек. Туда я
красным цветом написала “ добрый смех” и
поместила на светлую сторону рисунка. Я читала,
что веселого болезнь боится, с этим очень даже
согласна…( свое мнение высказывает каждый
ученик)
- Спасибо ребята, вы очень хорошо умеете
мыслить, делать умозаключения по поводу
сегодняшней нашей совместной работы. Вы очень
правильно подметили, что наш характер тесно
связан с состоянием нашего организма в целом. И
тема нашего сегодняшнего занятия так и
называется “Характер и здоровье”. Если
продолжать наше обсуждение: какими чертами
характера обладают, интересно, долгожители? Есть
ли в них что-то общее? Есть ли такие люди в вашем
ближайшем окружении, какими чертами характера
они обладают? Может быть, вы читали, слышали о них?
Учащиеся делятся своими впечатлениями…
- Действительно, как правильно вы заметили,
почти все долгожители жизнерадостные,
оптимистичные, очень трудолюбивые люди с большим
чувством юмора, влюбленные в жизнь, в природу, в
людей. Они излучают животворящую энергию, рядом с
ними весело и приятно. Ребята, а ведь в жизни
всякое может случиться; как бы вы поступили, если
рядом с вами оказался человек, к которому можно
отнести вот такие строчки:
Болит душа, болит душа, болит душа…
И что делать с этой болью – я не знаю.
(Учащиеся высказывают свое мнение…)
- Спасибо вам, ребята. Я очень рада, что вы с
пониманием относитесь к окружающим, близким;
находите теплые слова сочувствия. Высокая
эмпатийность, толерантность испокон веков
считались лучшими чертами личности. Наше занятие
сегодня, действительно, прошло очень
плодотворно. А какой вывод из всего этого мы
можем заключить?
1. Наш характер, наше поведение, состояние нашей
души неразрывно связаны между собой, это
целостное состояние всего организма, влияющее
так или иначе на наше здоровье.
2. Еще раз приходим к выводу, что золотое правило
этики: “Поступай с другими так, как ты хотел бы,
чтобы поступали с тобой”, является основой
здоровых отношений между людьми, что работая над
собой, выражая свое доброе отношение к людям, мы
вкладываем частичку в оздоровление общества в
целом.
3. Постоянная работа над собой, самовоспитание,
самосовершенствование, толерантное отношение к
людям поможет нам сохранить здоровье духа и тела,
как говорили мудрецы еще в древности: “ …все в
нас самих…”.
Спасибо за урок, ребята! Будьте здоровы душой и
телом!
Примечание. Слова и словосочетания,
написанные на листочках: доброта, сострадание,
любовь, альтруизм, эгоизм, злость, жадность,
зависть, великодушие, улыбка, радость, счастье,
сердце, чистые мысли, разумность,
неуравновешанность, страх, трусость, вежливость,
гнев, трудолюбие, лень, красота, взаимопомощь,
раздражительность, надежность, толерантность,
честность, справедливость, щедрость и т.п.
Домашнее задание. Учащиеся получают
по одному изречению (см. ниже). На следующем
занятии они будут обмениваться своими
впечатлениями по поводу этих изречений. Цель
домашнего задания: закрепить полученные знания
на уроке-тренинге.
Я много раз осознавал, до какой степени моя
внешняя и внутренняя жизнь основывается на
трудах других людей, живущих и живших до меня; и
до какой степени я обязан трудиться, чтобы
вернуть им хотя бы столько, сколько от них
получил.
А. Эйнштейн
Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье,
пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и
человек, думающий молчанием усовершенствовать
свой голос.
Плутарх
Тайна радости труда заключена в
одном-единственном слове: совершенство. Точно
знать, как можно сделать что-либо совершенным
образом, - значит наслаждаться этой работой.
А. Бройяр
Любишь ли ты жизнь? Тогда не теряй времени;
ибо время – ткань, из которой состоит жизнь.
Б. Франклин
Сияющее, счастливое лицо воодушевляет людей.
Если смеющийся ребенок встретит грустного
человека, то, при виде его лица, ребенок прекратит
смеяться, сам не зная почему.
Восточная мудрость
Величайшее в мире счастье – это уверенность
в том, что нас любят, любят за то, что мы такие,
какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие,
какие мы есть.
В. Гюго
Когда человек улыбается, а еще больше когда
смеется, он как бы успевает продлить свою жизнь.
Л. Стерн
Смех есть веселость ума, улыбка – веселость
сердца.
Э. Гонкур, Ж. Гонкур
Сегодня мы живем в суетном, усталом и
беспокойном мире. И когда наш взгляд падает на
улыбающееся добродушное лицо, на душе становится
теплее, хотя порой мы этого даже не замечаем.
Постарайтесь сделать что-то, что поможет
улучшить настроение и вам, и окружающим нас
людям, взирайте на мир радостно и по-доброму, ибо
только это достойно человека.
М. Максвелл
Что идет дальше всего, что наполняет жизнь
смыслом, что стоит дешевле всего и творит
величайшие дела? Всего лишь ласковая улыбка. Она
исполнена достоинства и доброты, она дороже
миллиона долларов и не стоит ни цента.
У. Мэтьюс
Милосердие состоит не столько в вещественной
помощи, сколько в духовной поддержке ближнего, то
есть в его неосуждении и уважении к
человеческому достоинству.
Л.Толстой
Добро и зло воздаются по-разному. За добро
человек получает счастье, за зло- бедствия. Это
непреложная истина. Притом каждый получает то,
что заслуживает за свои деяния.
Индийская мудрость
Доброта- это особый вид истины и красоты.
Х. Оверстрит
Когда кто-нибудь совершает для другого
доброе дело, радуйтесь! Сразу два человека стали
счастливы.
К. Пеппер
Улыбка не стоит ничего, но дает так много. Она
обогащает тех, кому мы ее дарим, не делая нас
беднее. Она отнимает у нас лишь мгновение, но
память о ней остается навеки. Улыбка приносит
счастье в дом, рождает дружбу между людьми. Она
дает отдохновение слабому, бодрость
отчаявшемуся, солнечный свет опечаленному. И
по природе своей она- лучшее противоядие от
забот. Ее нельзя купить, выпросить, взять в долг
или украсть, ибо она не имеет никакой ценности,
если не дарована добровольно. Некоторые люди
слишком устали, чтобы подарить вам улыбку.
Подарите им свою, ибо никто не нуждается в улыбке
так сильно, как те, кому нечего дарить, кроме нее.
Неизвестный автор
Рис. 2
Источник: http://festival.1september.ru/subjects/24/?n=27 |