Цель занятия: формирование нравственной позиции в
отношении финансовой стратегии зарабатывания и расходования денег; осознание
проблемы взяточничества.
Методы: индивидуальная работа, работа в группах,
лекция, сценка.
1.Индивидуальная работа 10 мин
Учащиеся
последовательно отвечают письменно на вопросы:
1)Напишите, как бы вы
потратили $ 10,000, если бы они были в вашем личном распоряжении?
2)Напишите, как бы вы
потратили эти же $ 10,000, если бы ваш врач сказал, что вам осталось жить 6
месяцев?
Есть ли разница в ответах? Почему разница есть?
Можно усложнить задание: Если через 6 месяцев врач
вам сказал, что вы не умрете, вы теперь здоровы, будете ли вы гордиться
последними 6 месяцами вашей жизни? Как на вашу жизнь посмотрит ваша семья,
общество?
Вывод: материальные ценности, в том числе деньги, -
ценности не вечные и не главные. Гораздо важнее внутренние, духовные ценности
человека.
2.Работа в группах 10 мин.
Каждая
группа в течение 5 минут должна выработать логическую связь между двумя
понятиями: «Счастье» и «Деньги». Затем каждая группа представляет свою идею.
3.Лекция 10 мин.
Люди
очень часто связывают понятия «счастье» и «деньги». Некоторые проводят прямую
связь. А некоторые видят счастье не в деньгах, а в том, чему деньги служат –
семье, друзьям, бизнесу, процветанию нации. И тогда деньги начинают оправдывать
свое существование. Это самый здоровый и нравственный подход к деньгам. Если
человек стремится к обогащению или просто обладанию деньгами из сугубо
эгоистичных целей (для себя и только, для приобретения наркотиков, для снятия
проститутки и т.д.), этот человек:
ведет нездоровый образ
жизни (без ценностей и убеждений, злоупотребляя наркотиками)
злоупотребляет деньгами
(использует их во зло, не для добра)
не создает ценности,
которая бы стала достоянием самого человека и общества
Обладание
деньгами – всегда нравственный выбор, потому что оно ставит перед человеком вопрос:
как ты деньги
заработал?
как ты потратишь
деньги?
Эти
два вопроса очень характерно описывают человека: и его ценности (откуда
деньги?), и его видение (как потратишь?). Нечестный и нездоровый подход к
деньгам – по сути нечестный и нездоровый образ жизни. Такая жизнь рискует
закончиться решеткой. В лучшем случае, человеку просто нечем будет гордиться.
Честность и нравственность в отношении денежной политики человека – это, одновременно
и здоровый бизнес, без спекуляции, мошенничества и фальсификации. Смысл
существования бизнеса – жизнь ради других, которая начинается с убеждения и
ценностей бизнесмена.
Вот
что о зарабатывании денег с точки зрения бизнеса, сказал Форд, очень известный
бизнесмен, основатель автомобильной компании «Форд» в своей известной книге
«Моя руководящая идея»:
«Работу на общую пользу
ставь выше выгоды. Без прибыли не может держаться ни одно дело. Хорошо
поставленное предприятие, принося большой доход, и будет приносить таковой. Но
доходность должна получиться в итоге полезной работы, а не лежать в ее
основании. Если не иметь постоянно перед глазами цели, очень легко перегрузить
себя деньгами, и потом, в непрестанных усилиях заработать еще больше денег, совершенно
забыть о необходимости снабжать публику тем, чего она на самом деле хочет.
Делать дела на основе чистой наживы – предприятие в высшей степени рискованное.
Задача предприятия – производить для потребления, а не для наживы или
спекуляции. А условие такого производства – чтобы его продукты были
доброкачественны и дешевы, чтобы продукты эти служили на пользу народу, а не
только одному производителю».
4.Сценка «Взятка» 10 мин.
Три
добровольца выходят к доске. Один играет роль начальника, другой – взяточника,
третий – совести начальника. Взяточник должен предлагать взятку начальнику.
Начальник должен отказываться, а совесть должна помогать начальнику находить
поводы и объяснения, чтобы не брать взятку.
Вопросы
для обсуждения:
Почему брать взятки –
плохо и наказуемо?
Почему давать взятки –
плохо?
Какая черта характера
соответствует тому, кто берет взятки?
Какая черта характера
соответствует тому, кто дает взятки?