Цель занятия: анализ природы аддиктивного поведения и
причин возникновения аддикции; формирование здоровых навыков выхода из трудных
ситуаций или удовлетворения внутренних потребностей.
Цель
упражнения: дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной
зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя. Это
упражнение имеет широкое поле ассоциаций, связанных как с ситуацией
"наркоман-наркотик", так и с разнообразными отношениями, возникающими
в семье подростка или в компании сверстников. Участники разбиваются на тройки. В
каждой выбирается "марионетка" и два "кукловода".
Упражнение заключается в том, что каждой подгруппе предлагается разыграть
маленькую сценку кукольного представления, где "кукловоды" управляют
всеми движениями "марионеток". Сценарий сценки участники
разрабатывают самостоятельно, ничем не ограничивая своего воображения.
После обдумывания и репетиций подгруппы по очереди представляют свой вариант
остальным участникам, которые выступают в роли зрителей. После того как все
выступят, ведущий проводит групповое обсуждение, во время которого все желающие
делятся своими впечатлениями. Хорошо, если в обсуждении будет сделан акцент
как на чувствах "марионетки", так и на чувствах
"кукловодов", управлявших ее движениями.
Участники могут говорить о разных чувствах: неудобстве, напряжении или,
наоборот, чувстве собственного превосходства, комфорта.
2. Лекция 15 мин
Вопрос к классу:
·В каких ситуациях люди
становятся марионетками? (алкогольная, наркотическая зависимость,
слабохарактерность, отсутствие собственной точки зрения, трусость, обжорство и
т.д.)
Действительно, когда человек
перестает контролировать ситуацию самостоятельно, испытывая зависимость от
другого человека или какой-то вещи, вещества, то он перестает быть человеком, а
становится марионеткой. Вот вам пример марионетки: мужчина рано утром
собирается на работу. Надевает красивый костюм (он должен хорошо выглядеть,
т.к. находится на руководящей должности). У него есть маленькая вредная
привычка: по утрам он любит после завтрака перед выходом выпить чашку кофе и
выкурить сигарету. В одно прекрасное утро он обнаружил, что сигареты
закончились. Ему надо было уже выходить, а он все никак не мог найти сигареты,
обыскал весь дом. Тут он вспомнил, что когда-то он уронил одну сигарету за
кресло и поленился достать. С облегчением он, в шикарном костюме, встает на
колени, отодвигает кресло и копается в пыли в поисках сигареты. В этот момент
он остановился: «Что я делаю? Я, высокопоставленный человек, уважающий себя,
стою на коленях перед сигаретой, валяющейся в пыли?» После этого глубокого
переживания он бросил курить.
Мозговой штурм:
·Почему люди начинают курить,
пить, принимать другие наркотики? (интересно, круто, для расслабления, давление
компании, избавиться от проблем, в кайф, любопытно, больно, слабый характер,
снимать барьеры в общении, приобретать новый опыт, согреться и т.д.). Учитель
записывает ответы на доске.
Начало возникновения вредных
привычек – в душе. Люди, испытывающие трудности, стрессы, люди, недовольные
собой и окружающим миром, легче и быстрее встают на путь заведения вредных
привычек, особенно при отсутствии взаимопонимания в семье и близкими.
Склонность к вредным привычкам начинается с постепенного разрыва контактов с
людьми, в нарушении межличностных отношений. Например, нет любви в семье,
внимания, искренности, разговоров на личные духовные темы, нет этого и в отношениях
с друзьями; или человек пытается понравиться другим, заводя вредные привычки
ради хорошего мнения о себе и теряя себя.
Не имея успешного межличностного
общения, человек может придти к пониманию, что существует определенный способ,
суррогат, с помощью которого можно изменить свое психическое состояние.
Человек, не испытывающий зависимости, наоборот, попав в трудную ситуацию, ищет
поддержки не в суррогатах, а в межличностном общении.
Еще одна причина: нет четких
принципов («Я не курю, потому что это вредит моему здоровью и здоровью моих
будущих детей»), нет четких целей в жизни («Я не пью и не употребляю
наркотиков, потому что я хочу стать счастливым человеком, принести счастье и
любовь другому человеку, добиться успеха в работе, творчестве»).
3. Групповая работа 10 мин
Каждая группа должна определить,
какие человеческие потребности, записанные на доске, которые якобы
удовлетворяются с помощью алкоголя, табака или наркотиков, могут быть
удовлетворены с помощью здоровых способов. Например:
Любопытство
Почитать о проблеме вредных
привычек, посмотреть на других зависимых людей, поспрашивать их. Сходить в
наркодиспансер
Расслабление
Принять ванну, сделать массаж,
сесть и помедитировать
Влиться в компанию
Стать лидером компании, а не
последователем; понравиться умом
Понравиться молодому человеку
(девушке)
Проявлять уважение и
искренность, естественность в отношениях
Получить кайф
Сходить на каток или в аквапарк
Забыть о проблемах
Поговорить с мамой, папой,
друзьями и решать проблемы вместе
Снять барьеры в общении
Проявлять неподдельный интерес к
собеседнику, это располагает и снимает барьеры
Согреться
Одеться потеплее, попрыгать,
зайти в магазин погреться
Снять напряжение
Проделать физические упражнения,
погулять в парке, выпить сок, чай, сходить в театр или кино
Докладчик от каждой группы
зачитывает предложения.
Вывод: Любую естественную потребность человека можно
удовлетворить здоровым способом, а любую проблему можно решить, еслиот нее не отворачиваться. Проблема нездоровых
привычек состоит в том, что мы не знаем себя, своих возможностей и не умеем
строить конструктивные взаимоотношения с людьми. Этому можно научиться.
Занятие 6. Алкоголизм
Цель занятия: осознаниепоследствий пристрастия к алкоголю; формирование устойчивого мнения о
вреде алкоголя; формирование объективной социальной позиции в отношении
проблемы алкоголизма.
Методы: мозговой штурм, лекция, работа в группе,
проверочная работа.
1.Вопрос к классу
Алкоголь – это наркотик? Учитель
слушает ответы.
2.Лекция 10 мин
Что такое наркотическая зависимость?
непреодолимое желание принимать наркотик
и доставать его любыми средствами
тенденция увеличивать дозу
невозможность
жить без наркотика
появление “ломки” и депрессии, когда наркотик
недоступен
разрушительное воздействие на здоровье, личность
и окружение
АЛКОГОЛЬ ЭТО НАРКОТИК, Потому
что это:
Nдепрессант
·притупляет способность ясно мыслить
·снижает самоконтроль
·нарушает координацию движений
·затрудняет речь
Nядовитое химическое вещество,
·попадая в кровь, быстро разносится по всему
организму
Nвоздействует на мозг,
·отключая “контрольные” центры
Вывод: Важно помнить, что алкоголь - это
наркотик,и принимая его даже в малых
количествах, человек начинает приобретать зависимость.
Никто не может дать
100% гарантии, что вы сможете управлять собой и не спиться.
Поэтому пить
умеренно – вопрос весьма сомнительный, особенно, в подростковом возрасте.
Например, у молодых людей, которые начинают пить в возрасте 15 лет,
вероятность стать алкоголиками в 4 раза больше, чем у тех, кто начинает в
21 год.
3.Групповая работа 10 мин
Класс делится на группы, каждая из
которых в течение 5 минут обоснованно отвечает на один из следующих вопросов:
1)Как употребление алкоголя влияет на здоровье (в процессе
употребления и вообще)
2)К каким юридическим проблемам может привести употребление
алкоголя?
3)К каким социальным проблемам приводит употребление
алкоголя?
Представитель от каждой группы
докладывает мнение группы.
4.Проверочная работа 5 мин
Учитель зачитывает утверждения, на
которые учащиеся письменно отвечают «правильно» или «неправильно».
·При употреблении алкоголя более 8 литров в год
на душу населения начинается процесс вырождения нации (П);
·В современной России ежегодное потребление
алкоголя на душу населения — 18 литров (П)
·Алкоголь согревает тело (Н)
·В России 60% потребляемой алкогольной продукции
не отвечает нормам качества (П);
·50% убийц совершают преступление в пьяном виде
(П);
·Пиво не является алкогольным напитком. Это
просто пенистый напиток (Н).
5.Лекция 5 мин
Были обнародованы результаты уникального исследования по
изучению влияния на организм человека пива, водки и слабоалкогольных напитков.
Теперь пиво однозначно признано алкогольным напитком наравне с водкой.
В исследованиях согласились участвовать 12 мужчин от 20 до
40 лет. С каждым из них проводились четыре эксперимента: за один час они должны
были выпить некоторое количество водки, пива, джин-тоника и воды (контрольный
эксперимент).
Как в процессе приема напитков внутрь, так и в течение
следующих суток пациент проходил полный комплекс обследований. Испытуемого
изучали до тех пор, пока у него не проходило похмелье. Затем через 4-5 дней
проводили следующий этап эксперимента с другим напитком.
Оказалось, что симптомы и степень опьянения от употребления
эквивалентных количеств пива, джин-тоника и водки одинаковы. От пива и водки у
пациентов наблюдалось одинаково сильное похмелье. Поэтому пиво в реальности
тоже является алкогольным напитком и может привести к тем же последствиям, что
и водка или другие алкогольные напитки.
Исследование также показало, что наличие в пиве
фитоэстрогенов связано со способностью этого напитка вызывать явления
феминизации у мужчин и маскулинизации у женщин. Предполагается также, что
горькие вещества, поступающие в напиток из хмеля, оказывают дополнительное
психотропное действие.
6.Дополнительная групповая работа «Развенчание мифов» 10 мин
Каждая группа развенчивает
один-два из ниже приведенных мифов о пользе алкоголя.
·"Алкоголь
поднимает настроение и помогает развеселиться"(Под действием алкоголя происходят ссоры,
драки, необдуманные поступки, окоторыхв последствии сожалеют.Умениеиспытывать радоваться без наркотика - признак здоровой личности.)
·"Алкоголь
помогает снять стресс" (После выпивки может появиться еще больший
стресс, депрессия и даже мысли о самоубийстве.
·”Алкоголь помогает понравиться
противоположному полу"
a.(Опьянение
провоцирует необдуманное сексуальное поведение: изнасилование,неразборчивые половые связи, в результате
которых можно заразиться вен. заболеваниями и СПИДом.
b.Кому
приятно пьяное ухаживание, молодого человека, или виснущая на вас не трезвая
девушка.)
·"Алкоголь
помогает забыть жизненные проблемы, конфликты сблизкими людьми"(Сколько не выпей–проблемы все равно
остаются, а из-за пьянства к ним добавляются и новые.)
·"Алкоголь
полезен" (Алкоголь нарушает работу всех систем организма; часто в результате
большой дозы наступает отравление и смерть.)
·"Алкоголь
менее опасен, чем наркотики"
(Хотя алкоголь менее опасен, чем другие
наркотики, такие как марихуана, ЛСД и кокаин, но аварии, убийства, самоубийства
и опасность утонуть, напрямую связанные с употреблением алкоголя, делают
алкоголь наркотиком номер один. (И точка зрения, что «когда пьяный не лезь куда
не надо» не срабатывает, поскольку алкоголь как раз и снимает с человека
способность анализировать ситуацию. И даже очень мудрый человек в пьяном
состояние совершает поступки, о которых в трезвомникогда бы не подумал)).