Пятница, 29.11.2024, 00:21Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статей
Главная » Статьи » Тренинги » Здоровьесберегающие занятия

Здоровый образ жизни

Вредные привычки

Цель занятия: анализ природы аддиктивного поведения и причин возникновения аддикции; формирование здоровых навыков выхода из трудных ситуаций или удовлетворения внутренних потребностей.

Методы: тренинг, лекция, мозговой штурм, групповая работа.

1. Тренинг «Марионетка» 15 мин.

Цель упражнения: дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя. Это упражнение имеет широкое поле ассоциаций, связанных как с ситуацией "наркоман-наркотик", так и с разнообразными отношениями, возникающими в семье подростка или в компании сверстников.
Участники разбиваются на тройки. В каждой выбирается "марионетка" и два "кукловода". Упражнение заключается в том, что каждой подгруппе предлагается разыграть маленькую сценку кукольного представления, где "кукловоды" управляют всеми движениями "марионеток". Сценарий сценки участники разрабатывают самостоятельно, ничем не ограничивая своего воображения.
После обдумывания и репетиций подгруппы по очереди представляют свой вариант остальным участникам, которые выступают в роли зрителей. После того как все выступят, ведущий проводит групповое обсуждение, во время которого все желающие делятся своими впечатлениями. Хорошо, если в обсуждении будет сделан акцент как на чувствах "марионетки", так и на чувствах "кукловодов", управлявших ее движениями.
Участники могут говорить о разных чувствах: неудобстве, напряжении или, наоборот, чувстве собственного превосходства, комфорта.

2. Лекция 15 мин

Вопрос к классу:

·        В каких ситуациях люди становятся марионетками? (алкогольная, наркотическая зависимость, слабохарактерность, отсутствие собственной точки зрения, трусость, обжорство и т.д.)

Действительно, когда человек перестает контролировать ситуацию самостоятельно, испытывая зависимость от другого человека или какой-то вещи, вещества, то он перестает быть человеком, а становится марионеткой. Вот вам пример марионетки: мужчина рано утром собирается на работу. Надевает красивый костюм (он должен хорошо выглядеть, т.к. находится на руководящей должности). У него есть маленькая вредная привычка: по утрам он любит после завтрака перед выходом выпить чашку кофе и выкурить сигарету. В одно прекрасное утро он обнаружил, что сигареты закончились. Ему надо было уже выходить, а он все никак не мог найти сигареты, обыскал весь дом. Тут он вспомнил, что когда-то он уронил одну сигарету за кресло и поленился достать. С облегчением он, в шикарном костюме, встает на колени, отодвигает кресло и копается в пыли в поисках сигареты. В этот момент он остановился: «Что я делаю? Я, высокопоставленный человек, уважающий себя, стою на коленях перед сигаретой, валяющейся в пыли?» После этого глубокого переживания он бросил курить.

Мозговой штурм:

·        Почему люди начинают курить, пить, принимать другие наркотики? (интересно, круто, для расслабления, давление компании, избавиться от проблем, в кайф, любопытно, больно, слабый характер, снимать барьеры в общении, приобретать новый опыт, согреться и т.д.). Учитель записывает ответы на доске.

Начало возникновения вредных привычек – в душе. Люди, испытывающие трудности, стрессы, люди, недовольные собой и окружающим миром, легче и быстрее встают на путь заведения вредных привычек, особенно при отсутствии взаимопонимания в семье и близкими. Склонность к вредным привычкам начинается с постепенного разрыва контактов с людьми, в нарушении межличностных отношений. Например, нет любви в семье, внимания, искренности, разговоров на личные духовные темы, нет этого и в отношениях с друзьями; или человек пытается понравиться другим, заводя вредные привычки ради хорошего мнения о себе и теряя себя.

Не имея успешного межличностного общения, человек может придти к пониманию, что существует определенный способ, суррогат, с помощью которого можно изменить свое психическое состояние. Человек, не испытывающий зависимости, наоборот, попав в трудную ситуацию, ищет поддержки не в суррогатах, а в межличностном общении.

Еще одна причина: нет четких принципов («Я не курю, потому что это вредит моему здоровью и здоровью моих будущих детей»), нет четких целей в жизни («Я не пью и не употребляю наркотиков, потому что я хочу стать счастливым человеком, принести счастье и любовь другому человеку, добиться успеха в работе, творчестве»).  

 

3. Групповая работа 10 мин

Каждая группа должна определить, какие человеческие потребности, записанные на доске, которые якобы удовлетворяются с помощью алкоголя, табака или наркотиков, могут быть удовлетворены с помощью здоровых способов. Например:

 

Любопытство

Почитать о проблеме вредных привычек, посмотреть на других зависимых людей, поспрашивать их. Сходить в наркодиспансер

Расслабление

Принять ванну, сделать массаж, сесть и помедитировать

Влиться в компанию

Стать лидером компании, а не последователем; понравиться умом

Понравиться молодому человеку (девушке)

Проявлять уважение и искренность, естественность в отношениях

Получить кайф

Сходить на каток или в аквапарк

Забыть о проблемах

Поговорить с мамой, папой, друзьями и решать проблемы вместе

Снять барьеры в общении

Проявлять неподдельный интерес к собеседнику, это располагает и снимает барьеры

Согреться

Одеться потеплее, попрыгать, зайти в магазин погреться

Снять напряжение

Проделать физические упражнения, погулять в парке, выпить сок, чай, сходить в театр или кино

 

Докладчик от каждой группы зачитывает предложения.

Вывод: Любую естественную потребность человека можно удовлетворить здоровым способом, а любую проблему можно решить, если  от нее не отворачиваться. Проблема нездоровых привычек состоит в том, что мы не знаем себя, своих возможностей и не умеем строить конструктивные взаимоотношения с людьми. Этому можно научиться.


Занятие 6. Алкоголизм

Цель занятия: осознание  последствий пристрастия к алкоголю; формирование устойчивого мнения о вреде алкоголя; формирование объективной социальной позиции в отношении проблемы алкоголизма.

Методы: мозговой штурм, лекция, работа в группе, проверочная работа.

 

1.     Вопрос к классу

Алкоголь – это наркотик? Учитель слушает ответы.

 

2.     Лекция 10 мин

Что такое наркотическая зависимость?

Œ    непреодолимое желание при­ни­­мать наркотик и доставать его любыми средствами

    тенденция увеличивать дозу

Ž    невозможность жить без наркотика

    появление “ломки” и де­прес­сии, когда наркотик не­до­сту­пен

          разрушительное воздействие на здоровье, личность и окружение

 

АЛКОГОЛЬ ЭТО НАРКОТИК, Потому что это:

 

N депрессант

·        притупляет способность ясно мыслить

·        сни­жает самоконтроль

·        нарушает координацию движений

·        затрудняет речь

 

N ядовитое химическое вещество,

·        попадая в кровь, быстро разносится по всему организму

 

N воздействует на мозг,

·        отключая “контрольные” центры

Вывод: Важно помнить, что алкоголь - это наркотик,  и принимая его да­же в малых количествах, че­ло­век начинает приобретать за­ви­си­мость.

Никто не может дать 100% га­­рантии, что вы сможете уп­рав­лять собой и не спиться.

Поэтому пить умеренно – вопрос весьма сомнительный, особенно, в подростковом возрасте. Например, у молодых людей, которые на­­чинают пить в возрасте 15 лет, вероятность стать ал­ко­го­ли­ка­ми в 4 раза больше, чем у тех, кто начинает в 21 год.

 

3.     Групповая работа 10 мин

Класс делится на группы, каждая из которых в течение 5 минут обоснованно отвечает на один из следующих вопросов:

1)     Как употребление алкоголя влияет на здоровье (в процессе употребления и вообще)

2)     К каким юридическим проблемам может привести употребление алкоголя?

3)     К каким социальным проблемам приводит употребление алкоголя?

Представитель от каждой группы докладывает мнение группы.

 

4.     Проверочная работа 5 мин

Учитель зачитывает утверждения, на которые учащиеся письменно отвечают «правильно» или «неправильно».

·        При употреблении алкоголя более 8 литров в год на душу населения начинается процесс вырождения нации (П);

·        В современной России ежегодное потребление алкоголя на душу населения — 18 литров (П)

·        Алкоголь согревает тело (Н)

·        В России 60% потребляемой алкогольной продукции не отвечает нормам качества (П);

·        50% убийц совершают преступление в пьяном виде (П);

·        Пиво не является алкогольным напитком. Это просто пенистый напиток (Н).

 

5.     Лекция 5 мин

Были обнародованы результаты уникального исследования по изучению влияния на организм человека пива, водки и слабоалкогольных напитков. Теперь пиво однозначно признано алкогольным напитком наравне с водкой.

В исследованиях согласились участвовать 12 мужчин от 20 до 40 лет. С каждым из них проводились четыре эксперимента: за один час они должны были выпить некоторое количество водки, пива, джин-тоника и воды (контрольный эксперимент).

Как в процессе приема напитков внутрь, так и в течение следующих суток пациент проходил полный комплекс обследований. Испытуемого изучали до тех пор, пока у него не проходило похмелье. Затем через 4-5 дней проводили следующий этап эксперимента с другим напитком.

Оказалось, что симптомы и степень опьянения от употребления эквивалентных количеств пива, джин-тоника и водки одинаковы. От пива и водки у пациентов наблюдалось одинаково сильное похмелье. Поэтому пиво в реальности тоже является алкогольным напитком и может привести к тем же последствиям, что и водка или другие алкогольные напитки.

Исследование также показало, что наличие в пиве фитоэстрогенов связано со способностью этого напитка вызывать явления феминизации у мужчин и маскулинизации у женщин. Предполагается также, что горькие вещества, поступающие в напиток из хмеля, оказывают дополнительное психотропное действие.

 

6.     Дополнительная групповая работа «Развенчание мифов» 10 мин

Каждая группа развенчивает один-два из ниже приведенных мифов о пользе алкоголя.

·        "Алкоголь поднимает настроение и помогает развеселиться" (Под действием алкоголя происходят ссоры, драки, необдуманные поступки, о      которых  в последствии сожалеют. Умение  испытывать радоваться без наркотика - признак здоровой личности.)

·        "Алкоголь помогает снять стресс" (После выпивки может появиться еще больший стресс, депрессия и даже мысли о самоубийстве.

·        Алкоголь помогает понравиться противоположному полу"

a.      (Опьянение провоцирует необдуманное сексуальное поведение: изнасилование,  неразборчивые половые связи, в результате которых можно заразиться вен. заболеваниями и СПИДом.

b.     Кому приятно пьяное ухаживание, молодого человека, или виснущая на вас не трезвая девушка.)

·             "Алкоголь помогает забыть жизненные проблемы, конфликты с      близкими людьми"  (Сколько не выпей–проблемы все равно остаются, а из-за пьянства к ним добавляются и новые.)

·             "Алкоголь полезен" (Алкоголь нарушает работу всех систем организма; часто в результате большой дозы наступает отравление и смерть.)

·             "Алкоголь менее опасен, чем наркотики"

(Хотя алкоголь менее опасен, чем другие наркотики, такие как марихуана, ЛСД и кокаин, но аварии, убийства, самоубийства и опасность утонуть, напрямую связанные с употреблением алкоголя, делают алкоголь наркотиком номер один. (И точка зрения, что «когда пьяный не лезь куда не надо» не срабатывает, поскольку алкоголь как раз и снимает с человека способность анализировать ситуацию. И даже очень мудрый человек в пьяном состояние совершает поступки, о которых в трезвом  никогда бы не подумал)).

 

Категория: Здоровьесберегающие занятия | Добавил: Welcome (20.08.2009)
Просмотров: 6112 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.2/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz