Пятница, 29.11.2024, 00:11Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статей
Главная » Статьи » Тренинги » Здоровьесберегающие занятия

Любовь, жизнь, семья часть2

Занятие 11. ЛЖС: неполные семьи.

Цель занятия: осознание проблемы неполной семьи и формирование адекватной самооценки у подростков из неполных семей; повышение сензитивности  по отношению к людям из неполных семей; укрепление уважения и благодарности родителям.

Методы: мозговой штурм, лекция, работа в группах, дискуссия, индивидуальная работа.

 

  1. Мозговой штурм:

По каким причинам семья становится неполной? (смерть родителя, развод, рождение ребенка вне брака).

 

  1. Лекция 5 мин.

Неполная семья – распространенное явление в нашем мире. И хотя идеальных семей почти не бывает, каждый хотел бы расти, окруженный любовью и отца, и матери. Проблема неполных семей может коснуться всех, даже если мы выросли в полной семье: например, наш супруг окажется из неполной семьи, и его чувства станут нашими. Поэтому наша общая задача – понимание проблемы и поиск конструктивных путей ее решения.

Во-первых, жить только с одним из родителей не означает, что вы в чем-то хуже своих ровесников. Не следует воспринимать это, как трагедию, стесняться этого, замыкаться. Ценность человека не становится меньше от этого. Самооценка – это отношение к личности, а не к обстоятельствам. И даже если и есть такая проблема, как неполная семья, - то воспринимайте это лишь как вызов, который поможет вам стать сильнее, ответственнее и опытнее, мудрее на будущее. Проблем бывает не меньше и в полной семье. Поэтому не стоит комплексовать по этому поводу. Как сказал кто-то из великих: «Я страдал, что у меня нет ботинок до тех пор, пока не встретил человека без ног».

Но с другой стороны проблему неполной семьи стоит изучать, чтобы увидеть ее глазами других людей, например, детей в такой семье. Скажем, юноша живет только с мамой. Или девушка живет только с отцом. Девушка живет только с матерью. Юноша живет только с отцом. Четыре разные ситуации. Четыре разные судьбы. Как быть в этой ситуации? Давайте начнем с работы по группам.

 

  1. Работа по группам 10 мин.

Каждая группа отвечает на один из вопросов:

  • Перечислите качества отца, его функции в семье, потом опишите, чему учит отец детей.
  • Перечислите качества матери, ее функции в семье, потом опишите, чему учит мать детей.

Каждая группа отвечает на вопросы перед классом. Учитель выписывает ответы в две колонки.

Отец

Мать

Сильный, мудрый, строгий, бескомпромиссный, азартный, смелый…

Нежная, добрая, чуткая, заботливая, любящая, прощающая…

Дисциплина, финансовое обеспечение семьи, защитник, справедливость

Воспитание, хозяйство, мир в семье

Учит дисциплине, смелости, решительности, труду, уважению и любви к женщине, бросает вызовы

Учит любить, прощать, заботиться, вести хозяйство, дружить, любить и поддерживать мужчину

 

Комментарии учителя: представьте, что семья неполная. Что тогда теряет ребенок? Он теряет возможность учиться либо у мужчины, либо у женщины. Отсюда – в некоторых случаях обида на всех мужчин или на всех женщин. Или некоторая мужественность у девушки, выросшей без матери, или некоторая безвольность у молодых людей, выросших без отца. В таких случаях роль отца в семье без отца может сыграть старший брат, дедушка или дядя. Роль матери в семье без матери может сыграть старшая сестра, бабушка или тетя. У них тоже можно учиться мужественности или женственности. Учиться можно у учителя в школе, у родителей друзей. Никто не мешает учиться. Поэтому никогда не бывает безвыходных ситуаций.

 

 

 

  1. Дискуссия 5 мин.

Вопрос: как отсутствие отца или матери в семье может повлиять на отношения их ребенка со сверстниками?

 

  1. Работа в группах 10 мин.

Каждая группа отвечает на один из следующих вопросов:

  • Как мы поможем нашему общему другу, если его родители разведутся? Конкретные шаги.
  • Как мы поможем нашему общему другу, если один из его родителей попадет в беду и его не станет? Конкретные шаги.

Каждая группа рассказывает о своих решениях.

 

  1. Индивидуальная работа 15 мин.

Учащиеся письменно отвечают на вопросы:

  • Чему я научился у своего отца?
  • Чему я научился у своей матери?
  • Как я отношусь к мужчинам?
  • Как я отношусь к женщинам?
  • Как я отношусь к детям?

 

Желающие могут перед классом зачитать свои сочинения и прокомментировать. Важно, чтобы класс с уважением относился к однокласснику.


Занятие 17. ЛЖС: финансовая стратегия семьи.

Цель занятия:  формирование нравственной позиции в отношении финансовой стратегии зарабатывания и расходования денег; осознание проблемы взяточничества; осознание влияния навыков экономного ведения хозяйства на финансовую стабильность семьи.

Методы: индивидуальная работа, работа в группах, лекция, тест.

 

1.      Индивидуальная работа 10 мин

Учащиеся последовательно отвечают письменно на вопросы:

1.       Если бы у меня был 1 млн. $, то как бы я их потратил?

2.       Если бы у меня появилась своя семья, то как бы я потратил 1 млн. долларов?

Есть ли разница между первым и последним вопросами? Почему разница есть?

Вывод: отношение к материальным ценностям меняется с появлением семьи. Человек начинает мыслить не как «Я», а как «Мы». Трудно продолжать думать только о собственных интересах, начав семейную жизнь.

 

2.      Работа в группах 10 мин.

Каждая группа в течение 10 минут должна ответить на вопрос:

  • Если глава семьи решил устроиться на работу с невысоким заработком, но, зная, что там можно будет брать взятки, как это может отразиться на судьбе его семьи и детей? Дайте обоснованный ответ в перспективе.

Затем каждая группа представляет свой ответ.

 

3.      Лекция 10 мин.

Люди очень часто связывают понятия «счастье» и «деньги». Некоторые проводят прямую связь. А некоторые видят счастье не в деньгах, а в том, чему деньги служат – семье, друзьям, бизнесу, процветанию нации. И тогда деньги начинают оправдывать свое существование. Это самый здоровый и нравственный подход к деньгам. Если человек стремится к обогащению или просто обладанию деньгами из сугубо эгоистичных целей (для себя и только, для приобретения наркотиков, для снятия проститутки, для наживы и т.д.), этот человек:

  • ведет нездоровый образ жизни (без ценностей и убеждений, всегда может пойти на любой компромисс с совестью)
  • злоупотребляет деньгами (использует их во зло, не для добра)
  • не создает ценности, которая бы стала достоянием самого человека, его семьи и общества (например, дети, живущие в такой семье, не могут искренне и открыто гордиться своим отцом, узнав о его жизни. Так бывает с детьми бандитов или членов мафии, с детьми взяточников или мошенников. Наверное, нечасто можно услышать: «Мой отец – вор!» или «Наша семья живет на легкие, нечестные деньги»).

 

Обладание деньгами – всегда нравственный выбор, потому что оно ставит перед человеком вопрос:

  • как ты деньги заработал?
  • как ты потратишь деньги?

Эти два вопроса очень характерно описывают человека: и его ценности (откуда деньги?), и его видение (как потратишь?). Зарабатывая деньги, важно придерживаться четких и ясных нравственных позиций, думая и о своей личности и своем достоинстве, и о достоинстве своей семьи и страны. Например, во многих высоко развитых странах считается крайне низким явление взяточничества. Граждане таких стран, в основном, не мыслят процветание своей семьи и страны в совокупности со взяточничеством. Они считают, что если должностные лица берут взятки в какой-либо стране, эта страна находится на низком уровне духовного, культурного и экономического развития. Такой стране нельзя доверять. В ней любого можно подкупить, и положиться на него, как на коммерческого партнера, весьма трудно.

Пока явление коррупции, взяточничества, нечестности повсеместно существует в нашей стране, нет оснований полагать, что одни лишь экономические реформы послужат ей благом. Важнее культура каждого человека. Культура начинается с каждого отдельно взятого человека. Культура начинается с вас. Она передается вашим детям и внукам. Она становится наследием и гордостью ваших детей.

 

Вот вам пример известного президента США Авраама Линкольна. До политической карьеры он был юристом в сельских районах штата Иллинойс и снискал себе прозвище Честный Эйб. Все его клиенты знали: если их адвокатом будет Эйб, дело можно считать выигранным – при условии, что их притязания справедливы. Если же нет, уговаривать Линкольна приняться за дело было бесполезно.

Однажды к Линкольну обратился за помощью один человек. Пока он излагал свое дело, Линкольн сидел, откинувшись на спинку стула, и смотрел в потолок. Наконец он качнулся на стуле и посмотрел в глаза своему собеседнику. «Что ж, с технической точки зрения дело у вас выгодное, но, к сожалению, оно не имеет ничего общего ни с правосудием, ни с равноправием. Придется вам подыскать другого адвоката. Я за дело не возьмусь. Если я буду защищать вас перед судом, я все время буду думать: «Линкольн, ты – лжец», и боюсь, что не совладаю с собой и произнесу это вслух». Своим историческим успехом и популярностью Линкольн обязан именно моральным принципам, которым всегда следовал.

Таким образом, первая стратегия успешной семьи в финансовом вопросе – честность.

 

Определившись с нравственными принципами, можно думать и об экономии семьи. Это вторая стратегия. Умение распределить бюджет семьи разумно и экономно – навык, приходящий с опытом. Давайте проанализируем себя с этой точки зрения.

 

4.      Тест «Экономны ли вы?» 15 мин.

  1. Приходится ли вам браться за два-три дела одновременно?

А) редко б) часто в) никогда

2. Получив зарплату (стипендию, денежный подарок), купите ли вы дорогие вещи, если понимаете, что потом вам деньги понадобятся на важные цели?

А) никогда б) да в) может быть

3. Если вам понравится красивая одежда, остановит ли вас цена?

А) может быть б) нет в) да

4. Если у вас испортилась какая-нибудь техника (музыкальный центр, DVD-проигрыватель), предпочтете ли купить новый или отремонтируете ее?

А) предпочту купить б) зависит от цены ремонта в) займусь ремонтом сам

5. Если у вас появилась дырка в носке, что вы сделаете?

А) зашью б) выброшу носок в) сохраню носок на всякий случай

6. Выключаете ли вы в квартире газ и свет, закончив готовку и выходя из комнаты?

А) не всегда б) иногда в) всегда

7. Звоните ли вы другу только по делу или без повода?

А) по делу б) люблю просто поболтать в) как придется

8. Удается ли вам успешно выполнять несколько дел одновременно?

А) да б) нет в) в зависимости от того, какие дела

9. Если в квартире накопились старые газеты, что вы с ними делаете?

А) выбрасываю б) сдаю в макулатуру в) ничего не делаю

10. Покупаете ли вы хлеба больше, чем требуется?

А) да б) нет в) вообще, не покупаю

11. Съедаете ли вы за столом все, что лежит в вашей тарелке, или оставляете часть еды?

А) иногда оставляю б) не оставляю в) оставляю всегда

12. Аккуратно ли вы носите одежду и обувь?

А) да Б) нет В) не всегда

13. Аккуратно ли вы относитесь к чужим вещам?

А) нет б) да в) аккуратнее, чем к своим вещам

 

Ключ:

Вопросы

а

б

в

1

1

0

2

2

2

0

1

3

1

0

2

4

0

2

1

5

2

0

1

6

0

1

2

7

2

0

1

8

2

0

1

9

0

2

1

10

0

2

1

11

1

2

0

12

2

0

1

13

0

1

2

20 – 26 очков: вы излишне экономны. Всегда все тщательно обдумываете, стараетесь жить сегодняшним днем, ничего не откладываете на завтра. Может быть, не мешало немножко оторваться от повседневных нужд и совершить сумасшедший поступок: пойти в кино или в кафе-мороженое с друзьями? Это вносит свежую струю в вашу повседневную семейную жизнь.

13-19 очков: вы не любите разбрасываться средствами, которыми располагаете, но время от времени позволяете себе показать «широту натуры». Это хорошее качество для ведения семейного хозяйства.

6-12 очков: вы живете на широкую ногу. Бывает, правда, что вас охватывает желание экономить, и вы отказываете себе даже в необходимом. Однако потом вы наверстываете упущенное. Для семьи это может обернуться регулярным банкротством.

0-5 очков: вы беззаботны, не очень ответственны и легкомысленно относитесь не только к деньгам, но и всему, что имеет материальную ценность. Будьте осторожны, вы не всегда будете иметь стабильный источник доходов. Подумайте о вашем неизвестном будущем, о будущем ваших детей. Навыки экономии всегда полезны – даже в богатом доме. Например, Рокфеллер вышел не из бедной семьи. Там всегда был достаток. Но Рокфеллеру отец никогда не давал денег на карманные расходы до тех пор, пока он не объяснит ясно, на что, с какой целью и перспективой он собирается потратить эти деньги. Так Рокфеллер понял ценность денег, научился их экономить, уважать деньги семьи и стал богатейшим человеком Америки, передав эту славную традицию своим детям. Попробуйте, может быть, у вас тоже получится?


 

Категория: Здоровьесберегающие занятия | Добавил: Welcome (20.08.2009)
Просмотров: 1961 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz