Понедельник, 25.11.2024, 08:31Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статей
Главная » Статьи » Тренинги » Здоровьесберегающие занятия

Любовь. Жизнь. Семья часть1

Занятие 1. ЛЖС: определение семьи.

Цель занятия: осознание природы семьи как источника передачи ценностей и нравственности; формирование определения семьи.

Методы: индивидуальная работа, лекция, работа в группах, работа в парах, мозговой штурм.

 

  1. Индивидуальная работа 10 мин:

Учащиеся письменно отвечают на вопросы «Что мне дала моя семья?», «Чему я научился у отца?», «Чему я научился у матери?».

 

  1. Лекция 10 мин.

Наша семья – это те люди, которые нам наиболее близки, с которыми мы поддерживаем связь в течение всей своей жизни, и именно любовь не дает этой связи прерваться. Если мы обратимся к истории, то увидим, что именно семья всегда служила источником нравственных и этических принципов; в семье из поколения в поколение передавались основы религиозной веры, мировоззрение, обычаи и традиции – все то, что составляет суть человеческой жизни. Именно в семье люди постигали ценность личной целостности, верности, преданности и бескорыстной любви.

История человечества началась с того, что в большинстве своем люди существовали в группах, и семья как ячейка общества в этих группах отсутствовала. Понятно, что здесь было все то, что сегодня неприемлемо: и беспорядочные половые связи, и кровосмешение. Но постепенно, по мере духовного становления человека, люди начинали жить в парах мужчин и женщин. Важной ценностью во взаимоотношениях стала любовь. Как только любовь между мужчиной и женщиной становится ценностью, источником радости и счастья, а не просто удовлетворением похоти, она не допускает распущенности и вседозволенности. Самые драгоценные вещи (алмазы, золото, сбережения) люди прячут от чужих глаз. Любовь дороже всего на свете, поэтому люди в своих отношениях любви установили закон исключительности и уникальности любви. Так возникла семья. Это позволило людям основать свой род, передавать ценности и принципы. Там, где исключительность и уникальность любви соблюдалась, каждое поколение становилось более целостным и духовно стабильным. Там, где родители выполняли роль духовных наставников, учителей и лучшего примера для детей, дети становились лучшими гражданами общества. Там, где родители любили друг друга, были верными и любящими супругами, дети вырастали хорошими супругами и родителями. Люди наследуют или перенимают хорошие и дурные черты родительских характеров, их точки зрения, поведение. Умение различать хорошие и плохие качества и ценности родителей и перенять хорошие, но не умножать плохие очень важно не только для семьи, но и для общества в целом.

Поэтому семья – это основная единица общества, т.к. общественное благополучие – это благополучие и счастье семьи. И семья – это итог духовной эволюции человека. Он, обладающий духом и способностью любить, не мог не придти к этому итогу. В детстве мы могли думать, что обойдемся без семьи, но с возрастом мы осознаем, что семья – это часть нашего личностного, нравственно-этического становления, а потому это – основная цель нашей жизни.

 

  1. Работа в группах 10 мин.

Каждая группа получает одно из следующих описаний семей:

1)      Семья А: мать каждую неделю моет пол на лестничной клетке и у лифта, сын часто ей помогает. Отец с детьми каждое воскресенье ходит в парк (велосипед или лыжи). Вся семья приглашает к себе в гости соседей на дни рождения. Если на этаже появились новые соседи, они тут же знакомятся с новоселами и пекут им приветственный пирог.

2)      Семья Б: в этой семье особое внимание уделяется образованию. Квартира этих людей не красива, но у них очень много редких, хороших книг. Это просто библиотека. В этой семье читают родители, старшие дети, а младшим прививается любовь к книгам. Дети мало проводят времени на улице, они посещают курсы, музыкальную школу и группу хореографии. У них мало друзей, но их дружба очень крепкая и долгая.

3)      Семья В: это либеральная семья. В ней дети могут заниматься тем, что им интересно. Здесь нет четкого распорядка дня, распределения ответственности. Хотя большая часть домашних дел ложится на мать. Здесь любят устраивать вечера по разным поводам, приглашать друзей и просто знакомых. Родители в семье курят, они учили своих детей не курить, но дети тоже начали курить. Если дети захотят круто изменить свою жизнь, родители, скорее всего, не станут их отговаривать.

4)      Семья Г: в этой семье есть проблема алкоголизма. Пьет отец. Мать, часто им избиваемая, мучается, но терпит. Искренне его жалеет и не хочет разводиться. Финансовая ситуация в семье очень тяжелая. Дети растут в напряжении. Отец иногда бьет и детей. Старший сын отца ненавидит. Последнее время часто пропадает из дома на несколько дней. Младшим детям бывает нелегко в школе. Хотя у дочери есть хорошие музыкальные способности. Она хорошо поет.

 

Каждая группа обсуждает и письменно отвечает на вопросы:

  • Каково жить по соседству с такой семьей? Приведите мнение соседей.
  • Что ценят в такой семье? Перечислите главные ценности.
  • С какими ценностями вырастут дети в такой семье?
  • Как такая семья может воздействовать на общество?

 

Каждая группа докладывает о результатах обсуждения.

 

  1. Работа в парах 10 мин.

Учащиеся разбиваются на пары. Работа идет по следующим вопросам:

  • Характер родителей.
  • Ценности семьи.
  • Атмосфера в семье (дружба, взаимопонимание).

Ход работы: сначала один учащийся, глядя на другого, пробует отгадать, каков характер родителей другого учащегося, какие ценности исповедуют в его семье и в какой атмосфере вырос этот человек. Затем другой учащийся дает характеристику своей семье по этим же вопросам. Потом учащиеся меняются ролями.

 

  1. Мозговой штурм в группах 5 мин.

Каждая группа в течение 5 мин. должна дать самое краткое и точное определению понятию «семья». Определения зачитываются перед классом.

 

  1. Домашнее задание:
Каждый учащийся должен подготовиться к следующему занятию, выяснив, как звали как можно больше его предков (по отцовской и материнской линиям), чем они занимались

Занятие 4. ЛЖС: четыре сферы любви.

Цель занятия: осознание семьи как школы любви; развитие навыков выражения любви к родителям и ровесникам.

Методы: работа в группах, лекция, индивидуальная работа, тренинг, тест.

 

  1. Работа в группах 10 мин:

Каждая группа отвечает на один из следующих вопросов:

  • Каковы характеристики братской и сестринской любви?
  • Каковы характеристики любви ребенка к родителям?
  • Как должны относиться друг к другу муж и жена?
  • Каковы характеристики любви родителей к детям?

 

Группы зачитывают ответы перед классом.

 

Вопросы к классу:

  • Какая любовь из четырех приведенных – самая незрелая? (любовь ребенка)
  • Какая любовь самая зрелая? (любовь родителей)
  • Какая любовь самая исключительная? (любовь супругов)

 

  1. Лекция 5 мин.

Учитель рисует схему развития любви на доске. Сегодня мы поговорим о двух сферах любви: любовь детей и братьев и сестер.

Развитие нашей любви идет в семье, в соответствии с нравственными законами и, как любое развитие, происходит целенаправленно и постепенно...  Рост в природе происходит автоматически, правда при условия наличия благоприятных условий для развития.  Но рост человека не является таким простым и естественным, а зависит еще и от выполнения человеком своей собственной доли ответственности и требует личных усилий и труда. Поэтому как раз мы знаем много примеров того, когда дети, получившие много заботы и внимания со стороны родителей, тем не менее, не достигали личной зрелости и даже весьма аморальный образ жизни. 

Наше нравственное развитие происходит через наши отношения с другими людьми. Отношения с родителями – это первые отношения, которые мы строим. Именно они являются фундаментом для всех остальных отношений в нашей жизни. В ответ на заботу, любовь и личный пример родителей мы от полного эгоизма переходим к почтительности, послушанию и благодарности. Фактически, в этом выражается любовь детей к родителям.

 

  1. Индивидуальная работа 5 мин.

Учащиеся проводят письменную работу в трех колонках:

Что мне не нравится в моих отношениях с родителями

Что хорошего есть в моем отношении к родителям

Что хорошего я сделаю для родителей сегодня вечером

 

  1. Лекция 5 мин.

Постепенно ребенок, подрастая, начинает строить отношения с ровесниками. Эта любовь строится по принципу «ты – мне, я – тебе». Мы учимся делиться, отвечать на внимание, и даже сами инициируем какие-то действия в отношениях. В этих отношениях мы учимся быть преданными, честными, бескорыстными, развиваем дружеские отношения с людьми разных характеров, возрастов, обоих полов.

5.      Тренинг по парам 5 мин.

Учащиеся разбиваются на пары и по очереди проигрывают ситуации:

• Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...

• Перед вами новенький в вашем классе. Познакомьтесь с ним...

• Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.

• Перед вами ваш друг, которого вы случайно обидели. Попросите у него прощения.

 

6. Тест 15 мин.

Этот тест позволит вам понять, на каком уровне взаимоотношений с вашими ровесниками вы сейчас, именно сегодня, находитесь. Думаете ли вы о других людях больше чем о себе? Или вы ищите возможности жить за счет других? Или вы замкнуты в себе? Этап развития отношениях с ровесниками в подростковом возрасте чрезвычайно важен. Если результаты теста покажутся вам не совсем приятными, не расстраивайтесь. Это просто значит, что вам есть над чем работать.

По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.

АНКЕТА

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто

А – знает больше, чем я;

Б – все вопросы стремится решать сообща;

В – не отвлекает внимание преподавателя.

 

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А – используют индивидуальный подход;

Б – создают условия для помощи со стороны других;

В – создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.

 

3. Я рад, когда мои друзья:

А – знают больше, чем я, и могут мне помочь;

Б – умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

В – помогают другим, когда представится случай.

 

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:

А – некому помогать;

Б–не мешают при выполнении задачи;

В – остальные слабее подготовлены, чем я.

 

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А–я могу получить помощь и поддержку со стороны других;

Б – мои усилия достаточно вознаграждены, В – есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

 

6. Мне нравятся коллективы, в которых:

А – каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

Б – каждый занят своим делом и не мешает другим;

В – каждый человек может использовать других для решения своих задач.

 

7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые.

А – создают дух соперничества между учениками,

Б–не уделяют им достаточного внимания,

В – не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

 

8. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

А – возможность работы, когда тебе никто не мешает;

Б – возможность получения новой информации от других людей;

В – возможность сделать полезное другим людям.

 

9. Основная роль должна заключаться.

А – в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;

Б–в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;

В – в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.

 

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

А – предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;

Б – предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

В – стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

 

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:

А – имел ко мне индивидуальный подход;

Б – создавал условия для получения мной помощи со стороны других;

В – поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.

 

12. Нет ничего хуже того случая, когда:

А – ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;

Б – чувствуешь себя ненужным в группе;

В – тебе не помогают окружающие.

 

13. Больше всего я ценю:

А – личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей, Б – общий успех, в котором есть и моя заслуга;

В – успех, достигнутый ценой собственных усилий.

 

14. Я хотел бы.

А – работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы,

Б – работать индивидуально с преподавателем,

В – работать со сведущими в данной области людьми.

 

На основании ответов испытуемых с помощью «ключа» производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14. При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы обозначается буквой «И», «потребительский» – «П», «коллективистический» – «К». Результаты каждого испытуемого записываются в виде многочлена:

a И + b П + c К,

где a - количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия, b – «прагматическому», c – «коллективистическому», например: 4И + 6П + 4К.

Ключ для обработки анкеты

Тип восприятия индивидом группы

индивидуалистическое

коллективистическое

потребительское

1В 8А 2А 9Б ЗБ 10Б 4Б 11А 5Б 12А 6Б 13В 7Б 14Б

1Б 8В 2В 9А 3В 10В 4А 11В 5В 12Б 6А 13Б 7А 14А

1А 8Б 2Б 9В ЗА 10А 4В 11Б 5А 12В 6В 13А 7В 14В

 




Источник: http://www.ffwpu.ru/files/materials/lovelifefamily.zip
Категория: Здоровьесберегающие занятия | Добавил: Welcome (20.08.2009)
Просмотров: 1891 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz