Суббота, 20.04.2024, 08:40Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статей
Главная » Статьи » Профориентация » Диагностики, методики, тесты

Четыре ошибки в выборе профессии

Цель:

  • расширение и актуализация информационного поля выпускников.

Задачи:

  • познакомить учащихся с результатами диагностики профессиональных предпочтений;
  • познакомить учащихся с направлениями профессиональной деятельности и основными типами профессий;
  • рассказать об основных ошибках в выборе профессии

Участники:

учащиеся 9-х, 11-х классов.

Продолжительность: 40-45 мин.

Подготовительная работа:

  • провести диагностику профессиональных предпочтений учащихся 9-х, 11-х классов;
  • подготовка презентации классного часа на тему «Четыре ошибки в выборе профессии»;

Оформление:

  • мультимедийная система;

Ход работы

Организационный момент 1 мин.
Знакомство с результатами диагностики

(в целом по классу)

4 мин
Информационное сообщение

о профессиональной направленности

на предмет труда

20-28
Информационное сообщение

о возможных ошибках при выборе профессии

10 мин
Заключение. Подведение итогов занятия. 1-2 мин

Содержание работы:

(Приложение 1. Слайд 1.)

Ведущий (вступительное слово):

Наша с вами сегодняшняя встреча построена на результатах диагностики ваших профессиональных предпочтений (Приложение 1. Слайд 2).

Валидность диагностики, т.е. ее достоверность составляет 70 – 80 % и это в зависимости от вашей искренности при ответах на вопросы анкеты.

В целом по классу получилась следующая картина

(Приложение 1. Слайд 4 – 12 в зависимости от присутствующего класса).

Естественно у многих из вас возникнут вопросы: что такое «человек – человек» или «человек – природа» и т.д.?

Теперь каждое направление профессиональной деятельности мы рассмотрим отдельно (Приложение 1. Слайд 3).

Начнем с направления «человек – человек» (Приложение 1. Слайд 13).

Предмет труда: человек, группы людей, коллективы (бригада, класс, хор и т. д.).

Общие требования к работникам: высокие моральные качества; доброжелательность; вежливость; психологическая сдержанность; воспитанность; выдержка.

Цели труда: распознавать, разбираться, проверять, организовывать, оказывать влияние, изобретать, придумывать, находить новые варианты.

Орудия труда: функциональные средства человека (голос, жесты, мимика и др.), ручные орудия, машинное оборудование.

Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового помещения, на открытом воздухе.

Вопрос:

Как вы думаете какие профессии относятся к этому направлению?

Ответы учащихся (приблизительные):

Учитель, воспитатель, врач, медсестра, юрист, менеджер, официант, продавец, проводник, библиотекарь.

Ведущий:

А теперь наши варианты профессий относящиеся к этому направлению профессиональной деятельности: тренер, экскурсовод, следователь, психолог, стюардесса.

Следующая направленность "человек - знаковая система" (Приложение 1. Слайд 14)

Предмет труда: условные обозначения, шифры, коды, языки, формулы, речь, письменность, символы, схемы, графики, ноты.

Общие требования к работникам: дисциплинированность; пунктуальность; стойкая работоспособность; аккуратность; оперативная память; устойчивое концентрированное внимание; способность оперировать представлениями.

Цели труда: разбираться, проверять, обрабатывать, оказывать воздействие, преобразовывать, изобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы.

Орудия труда: ручные; автоматизированное и механическое оборудование, функциональные средства человека.

Условия труда: микроклимат бытового помещения, повышенная моральная ответственность.

Вопрос:

Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?

Ответы учащихся (приблизительные):

Редактор, машинистка, делопроизводитель, переводчик, экономист, кассир, конструктор, чертежник, закройщик, стенографист, телефонист

Ведущий:

А теперь наши варианты профессий относящиеся к этому направлению профессиональной деятельности: корректор, программист, штурман, лингвист, радист.

Следующая направленность "человек - природа" (Приложение 1. Слайд 15)

Предмет труда: земля, вода, атмосфера, полезные ископаемые, различные живые организмы и биологические процессы.

Общие требования к работникам: любовь к животным и растениям; физическая выносливость; высокая работоспособность; терпимость; инициативность; способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; хорошее воображение; оперативное наглядно-образное мышление.

Цель труда: приобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы, конструировать, распознавать, различать, оценивать, разбираться, проверять, преобразовывать, обрабатывать, оказывать воздействие, перемещать.

Орудия труда: ручные, механические, и автоматизированное оборудование.

Условия труда: на открытом воздухе, в необычных условиях, в помещениях с микроклиматом бытового типа, а также в условиях, требующих повышенной моральной ответственности.

Вопрос:

Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?

Ответы учащихся (приблизительные):

Зоотехник, цветовод, садовод, биолог, эколог, ветеринар, овощевод, птицевод.

Ведущий:

А теперь наши варианты профессий относящиеся к этому направлению профессиональной деятельности: агроном, агрохимик, ветеринар, микробиолог, садовод.

Следующая направленность "человек – художественный образ" (Приложение 1. Слайд 16)

Предмет труда: художественные образы, закономерности создания и восприятия художественных образов.

Общие требования к работникам: впечатлительность; эмоциональность; трудоспособность; оперирование средствами эстетического воздействия; художественные способности.

Цели труда: преобразовывать, организовывать, оказывать влияние, воздействовать, находить новые способы и варианты.

Орудия труда: ручные, функциональные средства человека, механизированное оборудование.

Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового типа, необычные условия, на открытом воздухе.

Вопрос:

Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?

Ответы учащихся (приблизительные):

Художник, скульптор, журналист, писатель, композитор, парикмахер, закройщик-портной, дизайнер, актер.

Ведущий:

А теперь наши варианты профессий относящиеся к этому направлению профессиональной деятельности: художник, скульптор, модельер, ювелир, актер.

Следующая направленность "человек – техника" (Приложение 1. Слайд 17)

Предмет труда: технические системы, машины, механизмы, агрегаты.

Общие требования к работникам: физическая и психологическая выносливость; стойкая работоспособность; уравновешенность; физическая сила; хорошее слуховое, зрительное и мышечное восприятие; распределенное внимание; достаточно высокое интеллектуальное развитие.

Цели труда: распознавать, различать, оценивать, разбираться, организовывать, оказывать влияние, перемещать, придумывать, находить.

Орудия труда: ручные, машины, автоматы.

Условия труда: в закрытом помещении с нормальным микроклиматом, в закрытом помещении с резким изменением микроклимата, на высоте, на открытом воздухе.

Вопрос:

Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?

Ответы учащихся (приблизительные):

Автослесарь, водитель, инженер-конструктор, швея-мотористка.

Ведущий:

А теперь наши варианты профессий относящиеся к этому направлению профессиональной деятельности: радиомонтажник, наладчик, токарь, автослесарь, инженер – конструктор.

Ведущий:

У каждого из вас на столе лежат результаты диагностики ваших профессиональных предпочтений. Познакомьтесь с ними.

Кто согласен с результатами? Кто не согласен?

Вы прослушали и чуть больше узнали о направлениях профессиональной деятельности, изменилось ли ваше мнение о результатах диагностики сейчас? (ответ выражаем поднятием руки).

Вопрос:

А если бы не изменилось ваше мнение после прослушанной информации?

Ответы учащихся (приблизительные):

Мы бы совершили ошибку.

Ведущий:

Давайте попробуем поучиться на чужих ошибках, чтобы избежать своих (Приложение 1. Слайд 18)

Ошибка 1: НЕДОСТАТОЧНАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ (Приложение 1. Слайд 19).

На сегодняшний день насчитывается более 40 тысяч профессий, и где-то там, среди этого моря, затерялась ваша. Но вы об этом даже не подозреваете и выбираете привычную, традиционную, находящуюся на виду. Как же найти ту область деятельности, в которой вы себя сможете реализовать наиболее полно? Читайте специальные журналы, ходите на дни открытых дверей, – и вы определите свое место под солнцем. Я как, психолог, со своей стороны постараюсь осветить как можно больше интересующих вас вопросов.

Ошибка 2: ВЫБОР ПОД ВЛИЯНИЕМ (Приложение 1. Слайд 20).

Вместе весело шагать? Конечно, хорошо, если в институт вы пойдете дружной компанией, и если есть в компании сильный и уверенный лидер, он ведет всю группу, а вам одному неуютно и страшно. Помните что это ваша судьба и ваша жизнь.

Так что, выбирая свое будущее, прислушивайтесь к своей интуиции, ведь ваша будущая профессия – это, прежде всего, ваш собственный выбор, а не выбор ваших друзей или родителей.

Ошибка 3: НЕПРАВИЛЬНАЯ САМООЦЕНКА (Приложение 1. Слайд 21).

Как это не обидно, но часть старшеклассников, не надеясь пройти по конкурсу, бояться подавать документы на престижные факультеты. И наоборот. Многие молодые люди представляют себя на фоне выбранной профессии, а не на фоне нее. «Я хочу» - главный аргумент. «Смогу ли я»? приходит гораздо позже.

Не поленитесь, еще до подачи документов в вуз пройти тестирование у психолога или классного руководителя. А уровень знаний заранее можно определить, пройдя контрольную диагностику, пробную контрольную и т.д., которые предлагают многие колледжи и вузы. Тогда вступительные испытания не станут для вас временем неприятных открытий.

Ошибка 4: ПОГОНЯ ЗА ПРЕСТИЖНОСТЬЮ И ВЫСОКОЙ ЗАРПЛАТОЙ (Приложение 1. Слайд 22).

Если на вопрос, чего вы ждете от будущей профессии, вы без промедления отвечаете: «Славы и денег», - тогда вам нужны самые престижные направления. Но и здесь есть свои подводные камни. Не только для вас это главные критерии. Чтобы пробиться хотя бы в «золотую середину», придержаться выдержать немалую конкуренцию. Классический пример с юристами: в наши дни редкий вуз не имеет юридического факультета. Сколько, по вашему мнению, нужно специалистов стране? Предложения давно превысили спрос. А машина подготовки все работает и работает. И многие продолжают выбирать эту профессию, забывая, что востребованным юристом может стать только одаренный человек.

Ошибка многих абитуриентов заключается в непонимании сути многих профессий. Будущие студенты смотрят на них поверхностным взглядом. Если финансист, то обязательно директор банка и т.д. а ведь практическая деятельность в любой сфере начинается с «Отнеси эту бумажку шефу, да смотри, не потеряй по дороге». То есть с азов и элементарной практики.

Вы готовы 2-3 года перекладывать документы из одной папки в другую, потом 5-6 лет дежурить в нотариальной конторе, ждать, когда освободиться место попрестижней?

А знаете, в каком направлении бум только начинается? Где зарплаты растут как на дрожжах? На строительные специальности медленно, но верно конкурс увеличивается уже который год… Но не каждого инженера с дипломом престижного вуза возьмут на должность прораба крупной стройки.

Подводиться итог занятия.

Отвечаем на вопросы учащихся (Приложение 1. Слайд 23)

Спасибо за внимание! (Приложение 1. Слайд 24)

Литература:

  • Степанова Е.Н. Александрова М.А. Классному руководителю о классном часе. Технологии подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа. Творческий центр. Москва 2002 г.


Источник: http://festival.1september.ru/articles/503713/
Категория: Диагностики, методики, тесты | Добавил: Welcome (20.08.2009)
Просмотров: 4444 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz