Цель:
- расширение и актуализация информационного поля выпускников.
Задачи:
- познакомить учащихся с результатами диагностики профессиональных
предпочтений;
- познакомить учащихся с направлениями профессиональной деятельности и
основными типами профессий;
- рассказать об основных ошибках в выборе профессии
Участники:
учащиеся 9-х, 11-х классов.
Продолжительность: 40-45 мин.
Подготовительная работа:
- провести диагностику профессиональных предпочтений учащихся 9-х, 11-х
классов;
- подготовка презентации классного часа на тему «Четыре ошибки в выборе
профессии»;
Оформление:
Ход работы
Организационный момент |
1 мин. |
Знакомство с результатами диагностики
(в целом по классу) |
4 мин |
Информационное сообщение о профессиональной
направленности
на предмет труда |
20-28 |
Информационное сообщение
о возможных ошибках при выборе профессии |
10 мин |
Заключение. Подведение итогов занятия. |
1-2 мин |
Содержание работы:
(Приложение 1. Слайд 1.)
Ведущий (вступительное слово):
Наша с вами сегодняшняя встреча построена на результатах диагностики ваших
профессиональных предпочтений (Приложение 1. Слайд 2).
Валидность диагностики, т.е. ее достоверность составляет 70 – 80 % и это в
зависимости от вашей искренности при ответах на вопросы анкеты.
В целом по классу получилась следующая картина
(Приложение 1. Слайд 4 – 12 в зависимости от присутствующего класса).
Естественно у многих из вас возникнут вопросы: что такое «человек – человек»
или «человек – природа» и т.д.?
Теперь каждое направление профессиональной деятельности мы рассмотрим
отдельно (Приложение 1. Слайд 3).
Начнем с направления «человек – человек» (Приложение 1. Слайд
13).
Предмет труда: человек, группы людей, коллективы (бригада, класс, хор и
т. д.).
Общие требования к работникам: высокие моральные качества;
доброжелательность; вежливость; психологическая сдержанность; воспитанность;
выдержка.
Цели труда: распознавать, разбираться, проверять, организовывать,
оказывать влияние, изобретать, придумывать, находить новые варианты.
Орудия труда: функциональные средства человека (голос, жесты, мимика и
др.), ручные орудия, машинное оборудование.
Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового
помещения, на открытом воздухе.
Вопрос:
Как вы думаете какие профессии относятся к этому направлению?
Ответы учащихся (приблизительные):
Учитель, воспитатель, врач, медсестра, юрист, менеджер, официант, продавец,
проводник, библиотекарь.
Ведущий:
А теперь наши варианты профессий относящиеся к этому направлению
профессиональной деятельности: тренер, экскурсовод, следователь, психолог,
стюардесса.
Следующая направленность "человек - знаковая система"
(Приложение 1. Слайд 14)
Предмет труда: условные обозначения, шифры, коды, языки, формулы, речь,
письменность, символы, схемы, графики, ноты.
Общие требования к работникам: дисциплинированность; пунктуальность;
стойкая работоспособность; аккуратность; оперативная память; устойчивое
концентрированное внимание; способность оперировать представлениями.
Цели труда: разбираться, проверять, обрабатывать, оказывать воздействие,
преобразовывать, изобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы.
Орудия труда: ручные; автоматизированное и механическое оборудование,
функциональные средства человека.
Условия труда: микроклимат бытового помещения, повышенная моральная
ответственность.
Вопрос:
Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?
Ответы учащихся (приблизительные):
Редактор, машинистка, делопроизводитель, переводчик, экономист, кассир,
конструктор, чертежник, закройщик, стенографист, телефонист
Ведущий:
А теперь наши варианты профессий относящиеся к этому направлению
профессиональной деятельности: корректор, программист, штурман, лингвист,
радист.
Следующая направленность "человек - природа" (Приложение 1.
Слайд 15)
Предмет труда: земля, вода, атмосфера, полезные ископаемые, различные
живые организмы и биологические процессы.
Общие требования к работникам: любовь к животным и растениям; физическая
выносливость; высокая работоспособность; терпимость; инициативность; способность
предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; хорошее воображение;
оперативное наглядно-образное мышление.
Цель труда: приобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы,
конструировать, распознавать, различать, оценивать, разбираться, проверять,
преобразовывать, обрабатывать, оказывать воздействие, перемещать.
Орудия труда: ручные, механические, и автоматизированное оборудование.
Условия труда: на открытом воздухе, в необычных условиях, в помещениях с
микроклиматом бытового типа, а также в условиях, требующих повышенной моральной
ответственности.
Вопрос:
Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?
Ответы учащихся (приблизительные):
Зоотехник, цветовод, садовод, биолог, эколог, ветеринар, овощевод, птицевод.
Ведущий:
А теперь наши варианты профессий относящиеся к этому направлению
профессиональной деятельности: агроном, агрохимик, ветеринар, микробиолог,
садовод.
Следующая направленность "человек – художественный образ"
(Приложение 1. Слайд 16)
Предмет труда: художественные образы, закономерности создания и
восприятия художественных образов.
Общие требования к работникам: впечатлительность; эмоциональность;
трудоспособность; оперирование средствами эстетического воздействия;
художественные способности.
Цели труда: преобразовывать, организовывать, оказывать влияние,
воздействовать, находить новые способы и варианты.
Орудия труда: ручные, функциональные средства человека, механизированное
оборудование.
Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового
типа, необычные условия, на открытом воздухе.
Вопрос:
Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?
Ответы учащихся (приблизительные):
Художник, скульптор, журналист, писатель, композитор, парикмахер,
закройщик-портной, дизайнер, актер.
Ведущий:
А теперь наши варианты профессий относящиеся к этому направлению
профессиональной деятельности: художник, скульптор, модельер, ювелир, актер.
Следующая направленность "человек – техника" (Приложение 1.
Слайд 17)
Предмет труда: технические системы, машины, механизмы, агрегаты.
Общие требования к работникам: физическая и психологическая выносливость;
стойкая работоспособность; уравновешенность; физическая сила; хорошее слуховое,
зрительное и мышечное восприятие; распределенное внимание; достаточно высокое
интеллектуальное развитие.
Цели труда: распознавать, различать, оценивать, разбираться,
организовывать, оказывать влияние, перемещать, придумывать, находить.
Орудия труда: ручные, машины, автоматы.
Условия труда: в закрытом помещении с нормальным микроклиматом, в
закрытом помещении с резким изменением микроклимата, на высоте, на открытом
воздухе.
Вопрос:
Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?
Ответы учащихся (приблизительные):
Автослесарь, водитель, инженер-конструктор, швея-мотористка.
Ведущий:
А теперь наши варианты профессий относящиеся к этому направлению
профессиональной деятельности: радиомонтажник, наладчик, токарь, автослесарь,
инженер – конструктор.
Ведущий:
У каждого из вас на столе лежат результаты диагностики ваших профессиональных
предпочтений. Познакомьтесь с ними.
Кто согласен с результатами? Кто не согласен?
Вы прослушали и чуть больше узнали о направлениях профессиональной
деятельности, изменилось ли ваше мнение о результатах диагностики сейчас? (ответ
выражаем поднятием руки).
Вопрос:
А если бы не изменилось ваше мнение после прослушанной информации?
Ответы учащихся (приблизительные):
Мы бы совершили ошибку.
Ведущий:
Давайте попробуем поучиться на чужих ошибках, чтобы избежать своих
(Приложение 1. Слайд 18)
Ошибка 1: НЕДОСТАТОЧНАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ (Приложение 1. Слайд 19).
На сегодняшний день насчитывается более 40 тысяч профессий, и где-то там,
среди этого моря, затерялась ваша. Но вы об этом даже не подозреваете и
выбираете привычную, традиционную, находящуюся на виду. Как же найти ту область
деятельности, в которой вы себя сможете реализовать наиболее полно? Читайте
специальные журналы, ходите на дни открытых дверей, – и вы определите свое место
под солнцем. Я как, психолог, со своей стороны постараюсь осветить как можно
больше интересующих вас вопросов.
Ошибка 2: ВЫБОР ПОД ВЛИЯНИЕМ (Приложение 1. Слайд 20).
Вместе весело шагать? Конечно, хорошо, если в институт вы пойдете дружной
компанией, и если есть в компании сильный и уверенный лидер, он ведет всю
группу, а вам одному неуютно и страшно. Помните что это ваша судьба и ваша
жизнь.
Так что, выбирая свое будущее, прислушивайтесь к своей интуиции, ведь ваша
будущая профессия – это, прежде всего, ваш собственный выбор, а не выбор ваших
друзей или родителей.
Ошибка 3: НЕПРАВИЛЬНАЯ САМООЦЕНКА (Приложение 1. Слайд 21).
Как это не обидно, но часть старшеклассников, не надеясь пройти по конкурсу,
бояться подавать документы на престижные факультеты. И наоборот. Многие молодые
люди представляют себя на фоне выбранной профессии, а не на фоне нее. «Я хочу» -
главный аргумент. «Смогу ли я»? приходит гораздо позже.
Не поленитесь, еще до подачи документов в вуз пройти тестирование у психолога
или классного руководителя. А уровень знаний заранее можно определить, пройдя
контрольную диагностику, пробную контрольную и т.д., которые предлагают многие
колледжи и вузы. Тогда вступительные испытания не станут для вас временем
неприятных открытий.
Ошибка 4: ПОГОНЯ ЗА ПРЕСТИЖНОСТЬЮ И ВЫСОКОЙ ЗАРПЛАТОЙ (Приложение 1.
Слайд 22).
Если на вопрос, чего вы ждете от будущей профессии, вы без промедления
отвечаете: «Славы и денег», - тогда вам нужны самые престижные направления. Но и
здесь есть свои подводные камни. Не только для вас это главные критерии. Чтобы
пробиться хотя бы в «золотую середину», придержаться выдержать немалую
конкуренцию. Классический пример с юристами: в наши дни редкий вуз не имеет
юридического факультета. Сколько, по вашему мнению, нужно специалистов стране?
Предложения давно превысили спрос. А машина подготовки все работает и работает.
И многие продолжают выбирать эту профессию, забывая, что востребованным юристом
может стать только одаренный человек.
Ошибка многих абитуриентов заключается в непонимании сути многих профессий.
Будущие студенты смотрят на них поверхностным взглядом. Если финансист, то
обязательно директор банка и т.д. а ведь практическая деятельность в любой сфере
начинается с «Отнеси эту бумажку шефу, да смотри, не потеряй по дороге». То есть
с азов и элементарной практики.
Вы готовы 2-3 года перекладывать документы из одной папки в другую, потом 5-6
лет дежурить в нотариальной конторе, ждать, когда освободиться место
попрестижней?
А знаете, в каком направлении бум только начинается? Где зарплаты растут как
на дрожжах? На строительные специальности медленно, но верно конкурс
увеличивается уже который год… Но не каждого инженера с дипломом престижного
вуза возьмут на должность прораба крупной стройки.
Подводиться итог занятия.
Отвечаем на вопросы учащихся (Приложение 1. Слайд 23)
Спасибо за внимание! (Приложение 1. Слайд 24)
Литература:
- Степанова Е.Н. Александрова М.А. Классному руководителю о классном часе.
Технологии подготовки и проведения личностно-ориентированного классного
часа. Творческий центр. Москва 2002 г.
Источник: http://festival.1september.ru/articles/503713/ |