Человек быстрее становиться профессионалом
если им вовремя и успешно пройдена первая стадия
профессионального самоопределения.
Это приходится как раз на 8-9 классы, поэтому
особенно важна работа по психологическому
сопровождению в этот период.
В школе № 48 г. Оренбурга эта работа
осуществляется в основном за счет курса “Твоя
профессиональная карьера” С.Н. Чистяковой.
Изучение этого курса учащиеся начинают с
восьмого класса. Программа этого курса, кроме
теоретических положений, включает большой
диагностический блок.
В ходе изучения теоретической части курса
школьники получают представление о богатстве
внутреннего психологического мира человека и
многообразии мира профессий.
Это обеспечивает им возможность
непосредственно охарактеризовать “образ Я” и
составить личную программу профессионального
самоопределения.
В качестве одного из методических средств,
способствующих целенаправленной передаче
учащимся нового типа знания, а именно “знания о
самом себе”, выступает развивающаяся
психологическая диагностика. Психологическая
диагностика предполагает использование в работе
с учащимися комплекса психологических методик,
обеспечивающих, во первых получения каждым
учащимся информации о своих индивидуальных
психологических качествах и степени их
соответствия той или иной профессии
(диагностические методические процедуры) и,
во-вторых , возможность развития этих
психологических качеств (развивающие
методические процедуры в виде элементов
интеллектуального и социально-психологического
тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и
деловых игр).
Диагностику в рамках этого курса проводит
психолог. Результатом нескольких лет работы по
этой программе стали индивидуальные
диагностические карты учащихся 8–9-х классов.
Диагностические карты были разработаны
коллективом психологов Центра образования № 2
г. Оренбурга, школы № 48.
Индивидуальная диагностическая карта
учащегося восьмого класса включает в себя
изучение интересов учащихся, определение
предпочтительной сферы деятельности,
особенностей нервной системы, самооценки, уровня
тревожности.
Эта диагностическая карта содержит результаты
диагностических исследований, которые помогают
учащимся в самопознании, в личностном
самоопределении (Приложение
1).
Результаты обсуждаются с психологом. Учащийся
выбирает профессию или несколько профессий,
которым он отдает предпочтение. На консультации
психолог знакомит учащегося с рядом профессий,
которые относятся к предпочитаемому учеником
типом профессий.
Иногда учащийся с помощью психолога намечает
для себя пути избрания профессии, ему
предлагаются компьютерные методики.
Классным руководителям, учителям вместе с
диагностическими картами учащихся предлагаются
рекомендации по учету индивидуальных и
типологических особенностей учащихся восьмых
классов (Приложение 2).
Если необходимо, обсуждаются подходящие
учащимся направления предпрофильной подготовки
и дальнейшего профильного обучения, однако
особый акцент на это делается в девятом классе.
Цель диагностики в девятом классе – выявить
природные задатки школьника, определить уровень
развития основных познавательных процессов, что
позволяет учащемуся сделать предположение о
направлении профессиональной деятельности, а
также определить какому профилю можно отдать
предпочтение в условиях профилизации школы.
В индивидуальной диагностической карте
девятиклассника отражаются следующие
показатели: концентрация и распределение
внимания, уровень развития мышления (умение
выявлять существенные связи между понятиями,
способность выделять количественные отношения,
понимание сложных логических отношений);
способность сопереживать, сочувствовать людям,
мотивы выбора профессии; коммуникативные и
организаторские способности; определяются более
полно интересы учащихся и предпочтительная
сфера деятельности (Приложение
3).
Кроме того, в карту вносятся установка семьи в
области интересов и выбор дальнейшего профиля
обучения учащимися и семьёй. Следовательно, в 9-м
классе идет работа по двум другим показателям (по
С.Н. Чистяковой) психологического сопровождения
учащихся: деятельно-практическому и
ценностно-смысловому.
Таким образом, первый этап диагностики и
предварительного самоопределения учащихся
ведется по трем направлениям: профессиональное
просвещение, психологическая диагностика и
индивидуальное консультирование учащихся и
родителей.
Список использованной литературы:
|