Виртуальная психология (англ. psychology virtuality) – новое направление в психологии, изучающее взаимосвязи психологических феноменов и область деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации. Виртуальная психология опирается на общепсихологические методологические принципы, использует общепсихологическую методологию и теорию. Она строится на вполне определенном философском базисе (виртуальная философия), имеет специфические теоретические модели (идеальные объекты), адекватную типу теоретических моделей схему эксперимента и собственную сферу практики (аретея).
В современной психологической науке произошел качественный скачек: от
идеи моноонтологичности (унификации типов знаний) она перешла к
познанию идеи полионтологичности (множественности и разнородности
знаний). Такой поход подразумевает, что существует много несводимых
друг к другу (онтологически самостоятельных реальностей). Например,
бодрствование и сон, измененное состояние и обычное состояние сознания.
Этот подход получил название «виртуалистика».[/ful lfont]
[fullfont face="Times New Roman"]Исходным понятием виртуалистики является виртуальная реальность.
Можно выделить следующие специфические свойства виртуальной реальности:
порожденность, актуальность, автономность и интерактивность. Порожденность.
Виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой
реальностью, внешней по отношению к ней. Поэтому ее называют
искусственной, сотворенной, порожденной психикой человека. Актуальность. Виртуальная реальность существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность. Автономность.
Виртуальная реальность имеет свое время, пространство и законы
существования. Для человека, находящегося в виртуальной реальности, нет
внеположного прошлого и будущего. Интерактивность.
Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими
реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически
независимая от них. В отличие от виртуальной, порождающая реальность
называется константной реальностью. Понятие «константный» и
«виртуальный» относительны и могут переходить друг в друга. Однако
актуально могут функционировать только реальности психологического
уровня: одна константная и одна виртуальная.
Идея виртуальности исходит из новой парадигмы мышления:
мир по устройству сложен, в отличие от ньютоновской идеи простоты, на
которой базируется современная европейская культура. Виртуальная
реальность включает в себя три типа событий: косуетал (обычный
ряд событий, переживаемых нами привычным образом, к примеру, сон,
который вы видите вы сами, только со своей точки зрения и переживаете
все происходящие события), гратуал (привлекательные события) и ингратуал (непривлекательные события). Гратуал и ингратуал
можно характеризовать как расширенное и суженное состояние сознания. В
состоянии расширенного сознания (в гратуале) увеличивается способность
воспринимать, обрабатывать и сопоставлять большие массивы информации. В
ингратуале, напротив, информация воспринимается и обрабатывается с
трудом.
Гратуал и ингратуал называют «виртуал». Психологическому виртуалу противостоит психологический консуетал - обыденность (нечто привычное).
Виртуал имеет восемь основных свойств:
непривыкаемость, спонтанность, фрагментарность, объективность,
изменчивость статуса телесности, измененность статуса сознания,
измененность статуса личности, измененность статуса воли. Витруальная
психология опирается на виртуальное состояние человека в период эмоционального подъема - на пике вдохновения, творческого подъема.
Объектом виртуальной психологии является система «человек–виртуальная реальность»: множество людей (отдельные личности, социальные группы), выступающие как объекты и субъекты виртуальных миров и кибернетического пространства.
Предмет виртуальной психологии включает:
- Психологические характеристики человека в различных виртуальных мирах и кибернетических пространствах, - Стереотипы
и установки людей относительно деятельности, в которой взаимодействие
объектов опосредованно электронными носителями информации, - Психологическая сущность этой области деятельности, - Образование и воспитание, опосредованное электронными носителями информации. - Поведение человека и общества на стыке психологии, философии, истории, социологии, кибернетики и этологии.
Виртуальная психология труда. Работа
людей в виртуальном пространстве имеет свою специфику. В силу этого
проводятся исследования по виртуальной психологии труда, поскольку все
больше задач фирм выполняются виртуальными командами. Это группы
сотрудников, которые работают через Интернет. Они редко встречаются
лично или вообще не знают друг друга в лицо. Как показала практика (по
материалам исследования 55 виртуальных команд из 15 европейских и
американских транснациональных компаний), при формировании виртуальных
команд нужно соблюдать определенные правила, чтобы обеспечить
эффективность их работы: 1. Необходимо помогать членам команды ближе знакомиться друг с другом через социальные сети; 2. Виртуальные команды будут более производительны, если несколько участников знакомы между собой;
3. Не менее 15% команды должны состоять из «коммуникаторов».
«Коммуникаторы» - люди, которые имеют много связей с полезными людьми
вне команды. Однако слишком большое количество коммуникаторов может
нанести вред команде. 4. Необходимо постоянно следить за наличием
коммуникаторов в команде и способствовать расширению личных связей
членов команды вне ее. 5. Работу над проектом необходимо разбить на
ряд этапов, чтобы завершение одного из них чрезмерно не зависело от
степени выполнения другого; 6. Нужно создать веб-сайт, где участники команды смогут обмениваться идеями и вдохновлять друг друга; 7. Полезно поощрять общение членов команды, но не принуждать к обязательным сборам; 8. Задачи команды должны быть интересными и стимулирующими; 9. Работа должна быть значащей как для команды, так и компании в целом; 10. В команде должно быть как можно больше добровольцев. Интересно
отметить, что для улучшения работы виртуальной команды корпорация IBM
использует возможности Second Life. В проекте Metaverse сотрудники
могут общаться между собой и бродить по виртуальному пространству, в
котором не действуют привычные физические законы — в частности,
отсутствует гравитация. В настоящее время в виртуальном мире уже есть
водопад, амфитеатр и подземная пещера. Если сотрудники из разных стран
соберутся в Metaverse вокруг какой-нибудь виртуальной скалы, то велика
вероятность того, что они лучше будут вместе работать в будущем.
Интересно
отметить, что могут возникать и творческие виртуальные команды.
Например, Карен Арутунянц собрал виртуальную команду из 35 виртуальных
друзей-писателей, родственных по духу. (URL: http://www.proza.ru/texts/2007/12/30/377.html)
История.
Это научное направление возникло в восьмидесятые годы ХХ столетия, в
ответ на запросы практики. Например, впервые удалось объяснить и
устранить причины ошибок летчиков с помощью виртуальной психологии на
истребителях нового поколения, предложить новые методы лечения болезней
(астма, алкоголизм и др.). Прикладные разработки по виртуальной
психологии ведутся во многих направлениях. Пример из виртуальной
психологии труда приведен в этой статье.
Родоначальником виртуальной психологии считают профессора Н. А. Носова (1952-2002). В 2000 г. он опубликовал основополагающую монографию «Виртуальная психология», а в 2001 г. "Манифест виртуалистики" (провозглашен 22 мая 2001 г. в Москве на заседании Национального общества виртуалистики). В Институте Гуманитарного Образования (ИГИМО) находится Центр виртуалистики, имелся также Центр Виртуалистики Института Человека РАН (1991-2004). Исследовательская группа «Виртуалистика» Института философии РАН с 2005 года продолжает дело Центра виртуалистики Института человека РАН. В 2000
году прошла первая научная конференция по виртуальной психологии в
России. Виртуальная психология, как и учение о виртуальной реальности,
находится еще в стадии становления и быстрого развития, что вызывает
определенные терминологические трудности.