Каждый ребенок втайне или вполне открыто мечтает, чтобы дома, бок о бок с ним, жило, по крайней мере, одно четвероногое (или водоплавающее, летающее, чешуйчатое существо). И рано или поздно он произносит: «Мама, ну давай заведем…» - или просто приносит с улицы крохотное существо.
Это в ваших глазах животное выглядит как «рассадник инфекции», обитель блох и вредоносный уничтожитель обоев и паркета.
Для ребенка это верный друг, любимое и самое преданное существо.
Наконец, с точки зрения психологического комфорта животное приносит в
дом радость, а общение с ним очень благоприятно сказывается на детской
психике.
Если вы готовы взять на себя уход за еще одним членом семьи, совместите
эту приятную покупку с пользой: выясните, какое животное более подходит
вашему ребенку и чему он сможет научиться от домашнего питомца.
Чему может научить собака?
Дружелюбие, умение чувствовать характеры людей, предугадывать их поведение. Собака охотно общается с любым благожелательно настроенным к ней человеком, виляет хвостом и повизгивает от восторга. Предложите неконтактному ребенку вообразить себя собачкой и рассказать, как бы он относился к каждому из членов семьи. К друзьям, к людям на улице в этом новом образе. Усложните игру, предложив смотреть на мир глазами собаки в тот момент, когда вы вместе выгуливаете вашего пса: как он смотрит на людей, как встречает тех или иных прохожих, с каким настроением общается.
Общение, дружба, доверие. Рассказы и фильмы о собаках, подчас трагические, учат ребенка не бросать товарищей в беде, по-настоящему дружить. Поощряйте общение ребенка с собакой, разрешайте им секретничать и сами иногда на глазах у ребенка рассказывайте псу о своих переживаниях («Представляешь, Мухтар, Алеша сегодня отказывается убирать за собой и кровать, и тарелку, а меня это огорчает!»). Этот педагогический прием может сработать на ребенке, с которым вы не можете наладить диалог: пусть собака станет своего рода транслятором эмоций друг другу.
Физическая сила. Понаблюдайте вместе с ребенком за крупными собаками на площадке: как они движутся, с каким упорством достигают поставленных целей. С домашним псом ваш не очень подвижный малыш может вместе играть в «Форт Байярд»: устройте «полосу препятствий» из табуреток, коробок, любых мелочей, имеющихся под рукой. Пускай испытание пройдет сначала пес, а затем по его примеру ребенок. Усложните задание, поменяйте препятствия местами и попросите ребенка подать пример собаке.
Кончено, не каждый домашний кот способен доить корову Мурку и вышивать на машинке, как это делает мультяшный Матроскин. Но кое-чему кошки вполне в силах обучить ребенка. По складу натуры эти животные – самостоятельный одиночки, уверенные в себе и решительные. Они легко принимают детей и миролюбиво к ним относятся. Непрерывно общаться и ластиться к хозяину способны, пожалуй, только бирманцы и мэнские кошки. Тайские кошки (в том числе сиамские ) очень контактны, быстро привыкают к новым местам и людям, но они не умеют долго сидеть на руках у ребенка. Персы и британцы по своей природе флегматичны и умиротворенны, но они потребуют тишины и спокойствия около 16-18 часов в сутки, хотя не будут особенно сопротивляться перетаскиванию с места на место или даже прогулкам в кукольной коляске, но все же предпочтут сон резвым играм. А кошки дворовых пород с момента своего появления в доме сразу расставляют всех по местам и каждому члену семьи назначают свою роль.
Чему же может научить кошка?
Преодоление страха в незнакомых местах. Если ребенок нерешителен и робок, сыграйте вместе с ним и кошкой в такую игру. Переставьте мебель в комнате и объясните ребенку, что любая переменена в пространстве воспринимается кошкой как новое место. Впустите в комнату кошку и наблюдайте за ее поведением: поначалу она все обнюхает (объясните, что так кошка исследует пространство, проверяет, нет ли опасности), затем, вероятно, выберет наиболее укромное место и будет наблюдать оттуда за комнатой, а через несколько часов освоится и поведет себя как хозяйка. Попросите ребенка повторить поведение кошки и рассказать, какие чувства испытывала Мурка на новом месте. Проговаривая эмоции животного, ребенок обязательно озвучит причину своего страха. И вы сможете его преодолеть, предложив, как бы в этом случае поступила ваша кошка.
Чистоплотность. На детей, не жаждущих «умываться по утрам и вечерам» отлично могут подействовать доводы: « А Барсик уже умыл мордочку и приступил к завтраку». Кошачий пример, как ни странно, действует заразительно!
Мягкость, усидчивость, спокойствие. Предложите ребенку погладить кошку. Пусть расскажет о своих ощущениях: что чувствует рука, какая на ощупь шерстка. Эта процедура сама по себе успокаивает и снимает стресс.
Пернатые друзья очень любят общаться, а кто, как не ребенок, больше всех в семье весело болтает без умолку? Они точно найдут общий язык и подружатся. Однако не забывайте, что любой птичке необходимы комфортные условия для обитания, уютная клетка, отсутствие сквозняков (и вместе с тем свежий воздух, так что на время проветривания птичий домик придется выносить в другую комнату). Если вы решили приобрести птицу своему ребенку, отдайте предпочтение волнистым попугайчикам: уход за ними прост, а в хороших условиях птичка как по волшебству начнет подражать вашим разговорам.
Чему могут научить ребенка птицы?
Общение, речь. Неторопливому и неговорливому малышу предложите научить попугайчика разговаривать. Объясните, что, если общаться с питомцем регулярно, он начнет повторять слова и научится выстраивать целые фразы! Если вы достаточно заинтересуете ребенка, он охотно займется дрессировкой и наверняка захочет рассказать вам о своих успехах. Мало-помалу вам удастся разговорить собственное чадо. Кстати, на непомерно болтливых малышей попугайчики действуют также магически: дети увлекаются идеей дрессуры и часть своей кипучей энергии направляют на разговоры с попугаем. Полчаса покоя вы себе обеспечите!
Активность, подвижность. Как и в случае с собакой, вы можете устроить для малыша и попугайчика «веселые старты», только для Кеши оборудуйте кольцо и планки под потолком, а для ребенка - на полу.
_________________________________________________
По материалам журнала “Домашний очаг. Сентябрь 2006 г.”