Детская психология: первый, второй третий… самый младший
Детские психологи считают, что жизненный путь и
будущие жизненные установки каждого ребенка существенным образом
зависят от его положения в семье. Именно опыт внутрисемейных отношений
позволяет ребенку впервые сделать выводы о смысле и ценностях жизни,
оценить себя по сравнению с другими и испытать чувство принадлежности
или отторжения. Система отношений и особенности поведения ребенка,
опираясь на которые он пытается найти свое место в группе, в
значительной степени определяются тем, как он интерпретирует свою
позицию в семье. При этом логика такой интерпретации может быть понятна
только самому ребенку и никому другому.
Детская психология говорит: нет двух таких детей, которые, будучи рождены в одной и той же семье, выросли бы в совершенно идентичной семейной атмосфере. Также
не существует и двух детей, к которым их родители относятся или любят
совершенно одинаково. Детская психология сообщает: это миф, что
родители в равной степени любят всех своих детей. Они могут любить всех
своих детей, но каждый ребенок занимает в их сердце особое место. На
первого ребенка родители обычно реагируют иначе, чем на второго или
третьего.
Конечно, связь между характером детей и порядком их рождения в
семье, хотя и существует, но не является абсолютной. Самый младший
ребенок может демонстрировать характер, который чаще всего встречается
у самого старшего ребенка, а самый старший ребенок может вести себя так
же, как обычно ведет себя самый младший ребенок в семье. Детские
психологи считают поведение этих детей будет зависеть от того, как они
воспринимают себя в семейной группе и каким образом пытаются найти там
свое место.
Семейную структуру следует рассматривать как поле, на котором происходит развитие личности ребенка.
Единственный ребенок и детская психология.
Когда в семье один ребенок, то ему обычно свойственна большая, чем у
других детей, чувствительность к тем правилам, которые устанавливают
его родители, и он старается соответствовать их ожиданиям. Такие дети
склонны мерить себя по взрослым стандартам, поскольку у них братьев и
сестер, с которыми они могли бы себя сравнивать. Детская психология
говорит - единственный ребенок часто имеет более традиционные
установки, он ставит перед собой далеко идущие цели и впоследствии
может претендовать на лидирующие позиции. Роль единственного ребенка в
семье обладает как рядом преимуществ, так и рядом недостатков.
В преимущества входят:
- Единственному ребенку родители обычно могут дать больше материальных благ, чем нескольким детям.
- У родителей больше времени на ребенка.
- Родители проявляют к ребенку больше внимания.
- Ребенку не грозят переживания из-за того, что его место любимчика занял другой ребенок.
- Ребенку никогда не придется конкурировать с братьями и сестрами.
- Ребенок может находиться в центре внимания расширенной семьи – бабушек, дедушек, тетей, дядей и других.
К недостаткам относятся следующие:
- Ребенок может испытывать одиночество.
- Ребенок может стать эгоистом.
- Ребенок может расти в условиях свехопеки и запрета на ведение
«нормальной», физически активной жизни, какую ведут большинство детей.
Детские психологи говорят -родители могут проявлять излишнее усердие,
чтобы защитить своего единственного ребенка от любого возможного
физического ущерба.
- Родители часто соперничают друг с другом за любовь ребенка, что может
вызвать трения между ними и создать ситуацию, когда ребенок
«использует» одного родителя против другого.
- Ребенок нередко сильно переживает из-за раздоров между родителями и может ощущать свою ответственность за это.
- Ребенок может жить в страхе, что если что-то случится с родителями, он останется один во всем мире.
- У ребенка могут появиться трудности в принятии решений, потому что все решения принимаются за него.
- У ребенка могут возникнуть трудности в установлении взаимоотношений с
одноклассниками, потому что у него мало опыта общения с другими детьми.
Старшие дети и детская психология.
Старшие дети обычно наделены большей ответственностью, большими
правами и обязанностями (в том числе правами наследования имущества,
титула и статуса). Старшие дети – это продолжатели традиций: они
ответственны, часто консервативны, стремятся к достижениям, беспокоятся
за честь семьи и ее репутации.
Самый старший ребенок и детская психология.
Хотя самый старший ребенок может проявлять ряд черт характера,
присущих единственному ребенку – поскольку в течение некоторого времени
он и был единственным ребенком. Самые старшие дети обычно более
честолюбивы и имеют более традиционные установки, по сравнению с
родившимися вторыми или третьими. Появление в семье другого ребенка
почти всегда несет угрозу для самого старшего ребенка. До появления
второго ребенка самому старшему ребенку не было необходимости делиться
с кем-либо родительским вниманием и заботой.
Одной из наиболее выделяемых черт характера старшего ребенка
является его потребность быть первым всегда и во всем, чтобы ни в коем
случае не уступить занимаемую позицию. Если ребенку не удается быть
первым при помощи позитивного поведения, то он может попытаться
остаться первым посредством негативного поведения, чтобы родители
больше беспокоились о нем, чем о других детях. Многие из них считают,
что обладают правом получать особое внимание и занимать особое
положение в семье.
Но, в общем, самые старшие – хорошие дети, обладающие чертами характера и навыками, которые вызывают одобрение у взрослых.
Второй ребенок и детская психология.
Позиция второго ребенка может оказаться весьма неуютной. По
сравнению с ним все кажутся большими и совершенными. Второй ребенок
обычно очень настроен на конкуренцию, на то, чтобы догнать, если не
перегнать старшего брата и сестру.
Второй ребенок никогда не испытывает периода безраздельного внимания
родителей. Он может восставать против доминирующего положения первенца.
В большинстве случаев второй ребенок – полная противоположность
первому. Если первенец пассивен, то второй обычно активен. Если первый
ребенок готов к сотрудничеству, то второй может иметь проблемы с
поведением. Детские психологи говорят - многие родители уверены, что
эти дети уже родились с разными личностными особенностями и
темпераментами. Необходимо понять, что эти различия являются следствием
конкуренции между детьми. Поняв это, родители должны удерживаться от
сравнения детей и не ссылаться на одного как на образец другого.
Самый младший ребенок и детская психология.
Самый младший всегда занимает особое место в семье. В основном их
балуют и защищают все члены семьи. В зависимости от того, как семья
реагирует на самого младшего ребенка, он может прийти к заключению, что
такое положение, при котором он остается слабым и зависимым, - удобная
позиция, поскольку позволяет использовать в своих целях всех и каждого.
Или же ребенок хочет сравняться со всеми «гигантами» семьи и становится
серьезным, хорошо успевающим учеником, добивается самых высоких
результатов среди своих братьев и сестер.
Детская психология говорит - часто самые
младшие дети верховодят в семье. Они устанавливают требования и диктуют
другим. Если их требования не удовлетворяют, то они устраивают скандал.
Очень часто они в конце концов получают то, что хотели, потому что
родители требуют, чтобы старшие дети уступили младшему, поскольку он
«еще мал и ничего не понимает». Таким образом, самый младший ребенок
может стать тираном. С другой стороны, самые младшие дети не так
зависят от своих родителей, когда хотят развлечься или составить с
кем-то компанию. Самые младшие часто формируют теплые, доверительные
отношения со всей семьей. Они также легко вступают в контакт с другими
детьми в школе или по соседству. При этом самые младшие дети иногда
испытывают приниженность своего положения относительно старших братье и
сестер, ибо их не воспринимают серьезно и к ним не прислушиваются.
Детская психология говорит:
- Младший ребенок не был травмирован появлением новорожденного.
Родители от младшего ребенка гораздо меньше ожидают и оказывают на него
меньше давления. Поэтому, он меньшего достигает.
- Младший ребенок – это часто романтический герой, авантюрист, нарушитель традиций, которому приходится пробиваться самому.
|