О способности музыки воздействовать на человеческое сознание было
известно еще нашим предкам. В давние времена шаманы вводили людей в
состояние транса своими гипнотическими мелодиями. Но мир не стоит на
месте: изменились люди, изменились и технологии. И если шаманы древних
времен использовали барабаны и бубны, то у современных шаманов – DJ’s
другое оборудование: вертушки, микшерный пульт и колонки.
Научно
доказано, что такие звуковые инструменты, как человеческий голос,
флейта, барабаны и другие ударные влияют на состояние мозга человека,
точнее, на его нейрологическую активность.
Для правильного
понимания данного вопроса сначала стоит вернуться к школьному курсу
биологии. Оба мозговых полушария человека отвечают за различные
функции. Левое отвечает за сознательное, вербальное, логическое,
рациональное и аналитическое содержание. Правое же (недоминантное у
большинства людей) полушарие наполнено абстрактным, синтетическим,
визуальным и интуитивным контентом. Когда же у человека усиливается
тета-активность1 и он входит в гипнотическое трансовое состояние, это
обозначает что правое полушарие активно стимулируется. Ведь именно
недоминантное полушарие (опять же для большинства) и позволяет людям
входить в эйфорическое состояние своеобразной нирваны.
Главными
«стимуляторами» для такого состоянии являются звуки и музыка, которые
стимулируют повышение клеточной активности организма человека. Связь
между недоминантным полушарием с пространственным и интуитивным
аспектами человеческого сознания очень и очень тесна, поэтому музыка
может вводить человека в, так называемое, трансовое состояние вообще
без помощи каких-либо препаратов.
Часто мы можем увидеть
выражение такого необычного состояние сознания (при стимулируемом
недоминтном полушарии) в виде активного восприятие многих психических
мотивов, таких как глубинные эмоции, фантазии и архетипичные конфликты
и драмы. А именно в этом состоянии обостряются чувства, а восприятие
становится более активным и утонченным. Проще говоря, чувствительность
человека усиливается, он начинает воспринимать то, на что ранее не
обращал внимания.
Однако эти переживания не вредны, а,
напротив, полезны, ведь, как показывает опыт великих людей науки и
искусства, данное трансовое состояние открывает для нас подсознательные
ворота внутреннего гения, позволяет четче формулировать мысли и
смотреть на мир не совсем стандартным взглядом. А такая вспомогательная
«технология» как музыка здесь является незаменимым помощником.
Именно
здесь и начинается разговор о диджеинге. Ведь непосредственная основа
профессии DJ – микширование, сведение. Посредством этих манипуляций
ди-джей становится «дирижером» человеческого настроения, управляет
состоянием слушателей. Далее мы постараемся выделить основные
«струнки», дергая за которые, DJ изменяет настроение своего слушателя.
Акустика
Для начала здесь также поместим музыкальную теорию, которая будет полезной для каждого:
Звуковые вибрации состоят из волновых форм. Между пиками существует определенное расстояние – цикл. Стандартная единица измерения частоты – количество циклов в секунду – Hz. Соответственно, чем выше частота, тем выше звук. Человек, как правило, слышит звуки от 20 до 20 000 Hz.
Ди-джей
же может управлять эмоциональной активностью человека, так как
различные частоты вызывают резонанс в некоторых частях тела. И, таким
образом, используя разные частоты, ди-дджей становится в метафорическом
смысле «кукловодом» на клубном танцполе.
Например, диапазон
частот от 14 до 42 Hz связан с периодом активности, бодрствования
человека, диапазон от 8 до 13 Hz заставляет нас расслабиться и
успокоиться. Это, конечно только пиковые состояния человеческого
настроения, но в умелых руках профессионального ди-джея они становятся
настоящими «ниточками» в кукольном театре.
Темп и ритм
По
словам ученых, музыка оказывает физиологическое воздействие на мозг
человека. Болгарский доктор Лозанов (Dr. Lozanov) обнаружил, что ритм
очень сильно влияет на активность мозга и его работу.
Ученый
пришел к выводу, что музыкальный темп, равный 60 ударам в минуту, на 6
% усиливает, так называемую, альфа-активность мозга, которая связанна с
расслаблением. При этом тот же музыкальный темп уменьшает
бета-активность мозга, связанную, прежде всего, с активностью и
бодрствованием. В общем, при музыке с темпом, равным 60 ударам в
минуту, у человека наступает медитационное расслабленное состояние
сознания.
Так, играя с музыкальными частотами, ди-джей может
повергнуть танцпол в и в эйфорическое состояние расслабленности и
заставить оставить всю свою энергию на танцполе.
Согласно
сведениям ученых, музыка с музыкальным темпом около 120 ударов в минуту
способствует максимальной релаксации. Однако, казалось бы, еще более
медленный темп, равный 240 колебаний в минуту не способствует
расслаблению, а, напротив, агрессивно действует на мозг. А при
музыкальных колебаниях 4-7 ударов в минуту как раз повышается мозговая
активность человека.
В качестве примеров здесь можно привести
несколько музыкальных стилей, различающихся по влиянию на человеческое
сознание. Deep house с его умеренным темпом, равным приблизительно 120
bpm расслабляющее действует слушателей. Под эту музыку приятно
потанцевать и при этом просто с кем-то пообщаться. Ассоциации, которые
вызывает вечеринка в стиле deep house: кальян, коктейли, любовь и
уютная атмосфера с друзьями под приятную музыку. Стиль trance с более
быстрым темпом 135-140 bpm улучшает настроение, создаёт позитивный
эмоциональный настрой. Ассоциации с такой музыкой - это open air, лето,
пляж и несколько тысяч человек с весёлыми лицами. Стиль drum-n-bass с
быстрым темпом 140 и выше переносит слушателей в гипнотическое
состояние драйва и постоянного движения.
Музыкальный синтаксис
Изучение
форм, создаваемых музыкой – работа двух людей - доктора Ханса Дженни
(Dr. Hans Jenny) и доктора Гая Мэннерса (Dr. Guy Manners). Их
исследования доказали, что в музыке есть своя речь, свой язык.
Соответственно и в диджейском сете есть свой синтаксис (порядок
построения предложений). Только в качестве предложений здесь
музыкальные композиции, а в качестве букв - звуки. Подобно устной речи,
изменив порядок нот, мы изменяем весь сет. Это понимание очень важно
для практической деятельности DJ. Ведь ди-джей, подобно хорошему
писателю, должен уметь строить правильные, грамотные фразы, которые
подействуют на его слушателей и не оставят общество равнодушными.
Музыкальные
звуки оказывают влияние не только слуховые рецепторы человека: музыку
можно слушать не только ушами, человек чувствует звуки всеми порами
своего тела. А в зависимости от ритма, темпа, построения композиции,
частот и использованных инструментов изменяется и состояние человека.
Самая главная сфера влияния музыки – это нервная система, с которой
правильные действия ди-джея могут совершить много «перевоплощений» с
ней: взбудоражить и возбудить или успокоить и умиротворить.
Считается,
что звук становится видимым в форме излучения, а физическое тело
человека поглощает его энергию. Тогда получается, что ди-джеи с
многолетним стажем работы сильно «заряжены» звуковой энергетикой, и
именно поэтому обладают таким сильным магнетизмом и харизмой.