Пристрастие к видеоиграм - что это? Каковы границы этого явления, его
симптомы, как с ним справляться? Насколько широко оно распространено? И
прежде всего - можно ли выявить это состояние медицинскими способами? В
первой части данного очерка мы даём слово исследователям, психологам,
медицинским работникам и даже игрокам, чтобы выяснить, что они думают о
причинах и следствиях пристрастия к видеоиграм, о значимости явления
как такового, и потенциале будущих научных разработок. Во второй части
- которая появится на следующей неделе - мы рассмотрим проблему глазами
игроделов, а заодно познакомимся с некоторыми примерами того, как она
проявляет себя в реальной жизни.
Игроман - это человек, который просто любит много играть?
Если
задаться целью чётко определить понятие "пристрастия к видеоиграм",
большинство из нас скажут, что игроман - суть некто любящий проводить
много времени в виртуальных мирах. Но это определение столь же близко к
истине, как и "героиновый наркоман - тот, кто любит вводить себе много
героина". Наше слабое знакомство с причинами игровой зависимости
проистекает не только из той лёгкости, с которой мы пользуемся термином
"зависимость", но также из широко распространённых заблуждений
касательно проблемы в ведущих изданиях, которые содержат сенсационные
заголовки наподобие "Игроманы - не обязательно робкие ботаны" (5 июня
2008 г., Chloe Lake, NEWS.com.au). Добавь к этому недостаток
медицинских и психологических исследований, и поводов для удивления по
поводу того, что мы считаем игроманом человека, который просто слишком
много играет, не останется.
Определение игромании
Перед
тем, как выяснить, существует ли вообще зависимость от видеоигр, и
какие формы она принимает, мы должны понять, что понимается под словом
"зависимость". По сути, зависимость - это нарушение психики, которое
воздействует на принципы функционирования мозга путём вмешательства в
химические процессы, связанные с мотивацией, принятием решений,
обучением, так называемым контролем торможения, и поиском удовольствия.
Поведенческие пристрастия, такие как азартные игры и секс - суть формы
психологической зависимости; неравнодушие к веществам типа наркотиков
или алкоголя являются формами зависимости одновременно психологической
и физиологической.
Зависимый человек определяется по его или
её психологической "принуждённости" следовать определённым
поведенческим моделям или употреблять определённые вещества, чаще всего
наносящие вред его/её здоровью либо благосостоянию. Несмотря на то, что
злоупотребления часто ведут к другим проблемам в области социального
или умственного благополучия, зависимый не может удержаться от
систематических потаканий своим слабостям. Первым признаком зависимости
зачастую является увеличение времени, проводимого за этими занятиями
или потреблением веществ, в ущерб всему остальному; повторяющиеся
неудачные попытки бросить; увлечённость и сильные психологические
порывы/желания, трудно поддающиеся контролю.
Зависимость от
видеоигр - всё ещё новичок в области психологии, и до сих пор не
распознаётся медициной как зависимость в полном смысле этого слова
вследствие недостатка исследований, раскрывающих её причины и
следствия. Таким образом, в то время как для лечебных учреждений
считается обычным специализироваться на обращениях по поводу
наркотических, алкогольных, азартных, сексуальных и других
зависимостей, вовсе неочевидно, что клиника может специализироваться на
обращениях по поводу зависимости от игр. Однако в течение последней
пятилетки такие страны, как Китай, Южная Корея, Нидерланды, Канада и
США начали осознавать опасность для здоровья, проистекающую из
зависимости от видеоигр, и открыли клиники, заточенные именно под
решение конкретно этой проблемы.
Аргумент
в пользу утверждения, что чрезмерное увлечение видеоиграми является
всамделишной зависимостью - то, что человек получает психологическую
подзарядку от процесса игры и продвижения внутри оной. Становясь
экспертом в игре, человек высвобождает в мозгу нейрохимикалий,
известный как допамин. Допамин нужен для того, чтобы улучшать
настроение. Это естественная реакция человека на положительные
впечатления, например - поедание любимого блюда, прослушивание музыки,
просмотр хорошего фильма, и т.п. Факт признания психологической
зависимости от видеоигр определяется сравнением количества допамина,
высвобождающегося в мозгу потенциальных игроманов во время игры, и
содержания этого вещества в мозгу тех же игроманов по ходу общения с
другими источниками положительных эмоций.
Симптомы пристрастия
к видеоиграм могут быть различными - от социальной изоляции, слабых
навыков общения и причудливых скачков настроения до полного
игнорирования нужд собственного здоровья, отказа от регулярного сна,
пренебрежения гигиеной, финансовыми обязательствами, работой и учёбой.
Новая зависимость
Теперь,
когда мы знаем, что такое зависимость, давайте посмотрим, вписывается
ли игромания в рамки медицинского понятия о зависимости. В июле 2006
года в Амстердаме открылась первая клиника, специализирующаяся на
лечении от пристрастия к видеоиграм. Событие вызвало любопытство
глобальной прессы - это был первый факт общественного признания
опасности игромании, и последовавшая волна репортажей была посвящена
увеличивающейся популярности видеоигр, а также количества людей,
попросту неспособных контролировать своё влечение к ним. Почти все
сообщения СМИ в то время и в более поздних публикациях, освещающих
проблему, акцентируют внимание на немногочисленных случаях, связанных с
видеоиграми смертей в качестве ярких примеров, иллюстрирующих явление,
стремясь показать вредоносный эффект видеоигр. Однако немногие
публикации в действительности могли дать определение зависимости или
показывали, что не все игроманы вследствие неумеренности своих
увлечений в итоге убивают себя или других.
Среди наиболее
часто приводимыx случаев - рассказ про жителя Южной Кореи,
скончавшегося в интернет-кафе после пятидесятичасового сеанса
Starcraft, про китайца, умершего после пятнадцатидневного
онлайн-марафона, про тринадцатилетнего подростка из Вьетнама,
задушившего почтенную даму куском каната, чтобы добыть денег для
покупки игр, и о нескольких инцидентах в Соединённых Штатах с участием
разъярённых тинейджеров, убивших своих родственников из-за игр или
консолей. Тот факт, что последние инциденты свидетельствуют больше о
глубокой умственной нестабильности, чем о зависимости от видеоигр, в
публикациях упомянут не был - пробел, который, несомненно, дал хорошую
подпитку широко распространённой в обществе неразберихе касательно
природы игромании.
В разрезе научных изысканий ситуация
несколько иная. За последние пять лет наблюдается прогресс по части
признания игромании как действительно реальной зависимости, и
увеличения количества исследований, посвящённых изучению этого явления,
его рамок, причин и следствий. В 2006 году на ежегодном собрании
Американской Медицинской Ассоциации (AMA) было принято решение поручить
Совету AMA по Науке и Общественному Здоровью (Council on Science and
Public Health, CSAPH) подготовить доклад, в котором содержится обзор
ситуации и итоговые исследовательские данные касательно эмоциональных и
поведенческих эффектов, связанных с видеоиграми, включая и возможное
появление зависимости он них. Этот доклад, базирующийся на информации
из научной литературы 1985-2007 годов, завершается выводом, согласно
которому для однозначного определения повышенной склонности к
видеоиграм как зависимости научных данных пока маловато. Однако авторы
доклада привели также данные определённых исследований и опросов,
подтверждающих существование игромании, утверждая, что симптомы потери
времени и утраты социальных навыков при злоупотреблении видеоиграми
схожи с таковыми для всех остальных зависимостей, и, несмотря на
нежелание называть игроманию психическим расстройством, Совет
рекомендовал AMA поддержать включение игромании как официально
диагностицируемого психического расстройства в следующую версию
Руководства по диагностике и ведению статистики психических расстройств
(DSM), создаваемому Американской Психиатрической Ассоциацией (APA).