Четверг, 02.05.2024, 21:06Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статей
Главная » Статьи » Тренинги » Разное

Толерантность часть1

Определение и принципы толерантности.

Цели занятия: ознакомить учащихся с понятием толерантность; определить связь способности к толерантности с качеством отношений с другими людьми; укрепить личностное понимание толерантности учащимися.

 

Сегодня мы поговорим о толерантности. Для начала давайте проделаем следующее упражнение.

 

Упражнение «Чем мы похожи»:

Участники сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе одного реального или воображаемого сходства: «Света, выйди ко мне, потому что у нас тобой одинаковый цвет волос». Света выходит и приглашает в круг еще кого-нибудь по другому признаку сходства. Все участники должны оказаться в кругу.

 

Упражнение «Комплименты»:

Ведущий бросает мяч одному участнику и называет его бесспорное достоинство или комплимент. Например, «Катя, у тебя прекрасная память». Или «Сергей, у тебя классные ботинки». Хорошо продолжать эту игру до перехода комплиментов на качество личности. Проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

 

Мозговой штурм по группам:  Что такое толерантность? (терпимость, соблюдение прав человека, уважение к мнению, равенство). Каждая группа формирует собственное определение толерантности, записывает его. Потом докладчик от каждой группы записывает определение на доске. Определение должно быть кратким и как можно более точным.

Анализируя каждое из определений, обратить внимание на многогранность толерантности.

 

Фактический пример: скинхеды в Нижнем Новгороде избивали и зверски убивали людей не славянского происхождения в середине 90-х годов. Вопрос: Как характеризуется их поведение с точки зрения толерантности? (насилие, нарушение прав, гарантий, национализм, фашизм)

 

Фактический пример: Следствие, даже зная преступников (скинхедов, виновных в преступлениях в Нижнем Новгороде), ни разу не завело уголовное дело против них.

Вопрос:  Как характеризуется поведение следователей с точки зрения толерантности? (содействие фашизму, потворство, коррупция)

 

Пример: Мать, у которой украли новорожденного ребенка в конце 90-х годов, совершила самоубийство.

Вопрос: Как характеризуется поступок матери с точки зрения толерантности? (отчаяние, не смогла простить себя, депрессия, самоуничтожение)

 

Вывод делает учитель:

Толерантность – уважение прав другого (в т.ч. права быть иным), а также воздержание от причинения вреда для всех и для самого себя. При этом толерантность – это не уступка, не снисхождение, не потворство. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на права человека. Это активное отношение, а не пассивность.

 

Работа по группам:

В каждой группе вспомнить по одному примеру толерантного и нетолерантного поведения:

1) в истории России

2) в истории школы или класса

 

 Докладчик от каждой группы рассказывает найденные примеры всему классу.

Занятие 2. Толерантность: принципы толерантного поведения.

Цель занятия: дать представление об особенностях толерантной личности и принципах толерантности; развитие навыков толерантного общения.

Методы: тренинг, групповая работа, мозговой штурм, лекция, тест.

 

Сегодня мы постараемся выяснить, как выражают себя толерантные люди.

 

Тренинг «Я с тобой не согласен» 10 мин.

В тех же группах ведущий обращается к одному из участников со словами «Света, я считаю, что в человеке главное – это внешность». Человек, к которому он обратился, отвечает: «Я с тобой не согласна, потому что …». Ее ответ должен быть убедительным и неагрессивным, не переходящим на личности. Участники не должны устраивать диспуты. Это просто тренинг, не круглый стол. Таким образом, ведущий обращается с одним и тем же спорным утверждением ко всем участникам группы. Каждый участник группы должен ответить по тому же принципу.

 

Групповая работа 5 мин.

Группы формулируют правило поведения для достижения цели «Как поддерживать чистоту в школе». Правило должно быть сформулировано кратко и ясно.

Затем докладчик группы зачитывает правило классу. Учитель записывает ответы на доске.

 

Тренинг «Ты отличаешься от меня» 10 мин.

Участники разбиваются на три группы. В каждой группе ведущий обращается к одному из участников со словами «Света, ты отличаешься от меня тем, что …», говоря не о себе, а о другом человеке (ты лучше меня разбираешься в математике или ты рыжая). Обратите внимание, что участники не делают негативных высказываний. Но высказывания могут касаться и необычных качеств человека (ты заикаешься). Затем он высказывает свое конструктивное отношение к этому отличию: «Это дает мне стимул тебя догнать и перегнать» или «Благодаря этому мир становится разнообразным» или «Поэтому я становлюсь более внимательным человеком, чтобы мы друг друга понимали быстро». Затем участник, о котором шла речь, обращается по этому же принципу к другому человеку. Высказывания должны быть адресованы всем участникам группы.

 

Мозговой штурм в классе: Как человек должен вести себя, чтобы практиковать толерантность?

Учитель записывает все варианты ответов на доске.

 

Пример на подсказку: Джордано Бруно утверждал, что Земля – круглая. За это утверждение, нарушавшее общепринятые и защищенные Церковью каноны, он был сожжен. Палачи были при этом уверены, что они правы и что они знают истину. Как характеризуется их поведение с точки зрения толерантности?

 

Лекция 10 мин. Отсюда следуют три основных принципа толерантности:

1)      отказ от насилия, как средства общения и убеждения. В общении, также как и в споре, мы должны признавать добровольность выбора, свободу совести и верить в искренность убеждений собеседника, оппонента.

2)      умение принудить себя, не принуждая других. Это значит подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественным потребностям. Имеется в виду подчинение и исполнение законов, а не подчинение воле властелина или большинства. При этом страх или принуждение извне не способствуют в целом сдержанности и терпимости. Здесь нужно обладать определенной гибкостью и способностью принимать решение в новых или опасных условиях так, чтобы исполнять благие для всех без исключения законы, но не повиноваться авторитарному режиму или противоправной с общественной точки зрения власти. Абсолютизация истины также не соответствует принципам толерантности.

принятие другого, который может отличаться по разным признакам – национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. Толерантность в этом смысле способствует развитию целостного общества
Категория: Разное | Добавил: Welcome (20.08.2009)
Просмотров: 4626 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.3/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz