Определение и принципы толерантности.
Цели занятия: ознакомить
учащихся с понятием толерантность; определить связь способности к толерантности
с качеством отношений с другими людьми; укрепить личностное понимание
толерантности учащимися.
Сегодня мы поговорим о
толерантности. Для начала давайте проделаем следующее упражнение.
Упражнение «Чем мы похожи»:
Участники сидят в кругу.
Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе одного реального или
воображаемого сходства: «Света, выйди ко мне, потому что у нас тобой одинаковый
цвет волос». Света выходит и приглашает в круг еще кого-нибудь по другому
признаку сходства. Все участники должны оказаться в кругу.
Упражнение «Комплименты»:
Ведущий бросает мяч одному
участнику и называет его бесспорное достоинство или комплимент. Например,
«Катя, у тебя прекрасная память». Или «Сергей, у тебя классные ботинки». Хорошо
продолжать эту игру до перехода комплиментов на качество личности. Проследить,
чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
Мозговой штурм по группам: Что
такое толерантность? (терпимость, соблюдение прав человека, уважение к мнению,
равенство). Каждая группа формирует собственное определение толерантности,
записывает его. Потом докладчик от каждой группы записывает определение на
доске. Определение должно быть кратким и как можно более точным.
Анализируя каждое из
определений, обратить внимание на многогранность толерантности.
Фактический пример: скинхеды в Нижнем Новгороде избивали и зверски убивали людей не
славянского происхождения в середине 90-х годов. Вопрос: Как характеризуется их
поведение с точки зрения толерантности? (насилие, нарушение прав, гарантий,
национализм, фашизм)
Фактический пример: Следствие, даже зная преступников (скинхедов, виновных в преступлениях
в Нижнем Новгороде), ни разу не завело уголовное дело против них.
Вопрос: Как характеризуется поведение следователей с
точки зрения толерантности? (содействие фашизму, потворство, коррупция)
Пример:
Мать, у которой украли новорожденного ребенка в конце 90-х годов, совершила
самоубийство.
Вопрос: Как
характеризуется поступок матери с точки зрения толерантности? (отчаяние, не
смогла простить себя, депрессия, самоуничтожение)
Вывод делает учитель:
Толерантность – уважение прав другого (в т.ч. права
быть иным), а также воздержание от причинения вреда для всех и для самого себя.
При этом толерантность – это не уступка, не снисхождение, не потворство. Ни при
каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств
на права человека. Это активное отношение, а не пассивность.
Работа по группам:
В каждой группе вспомнить по
одному примеру толерантного и нетолерантного поведения:
1) в истории России
2) в истории школы или класса
Докладчик от каждой группы рассказывает
найденные примеры всему классу.
Занятие 2. Толерантность: принципы толерантного
поведения.
Цель занятия: дать представление об особенностях
толерантной личности и принципах толерантности; развитие навыков толерантного
общения.
Методы: тренинг, групповая работа, мозговой штурм,
лекция, тест.
Сегодня мы постараемся
выяснить, как выражают себя толерантные люди.
Тренинг «Я с тобой не
согласен» 10 мин.
В тех же группах ведущий
обращается к одному из участников со словами «Света, я считаю, что в человеке
главное – это внешность». Человек, к которому он обратился, отвечает: «Я с
тобой не согласна, потому что …». Ее ответ должен быть убедительным и
неагрессивным, не переходящим на личности. Участники не должны устраивать
диспуты. Это просто тренинг, не круглый стол. Таким образом, ведущий обращается
с одним и тем же спорным утверждением ко всем участникам группы. Каждый
участник группы должен ответить по тому же принципу.
Групповая работа 5 мин.
Группы формулируют правило
поведения для достижения цели «Как поддерживать чистоту в школе». Правило
должно быть сформулировано кратко и ясно.
Затем докладчик группы
зачитывает правило классу. Учитель записывает ответы на доске.
Тренинг «Ты отличаешься от
меня» 10 мин.
Участники разбиваются на три
группы. В каждой группе ведущий обращается к одному из участников со словами «Света,
ты отличаешься от меня тем, что …», говоря не о себе, а о другом человеке (ты
лучше меня разбираешься в математике или ты рыжая). Обратите внимание, что
участники не делают негативных высказываний. Но высказывания могут касаться и
необычных качеств человека (ты заикаешься). Затем он высказывает свое конструктивное
отношение к этому отличию: «Это дает мне стимул тебя догнать и перегнать» или
«Благодаря этому мир становится разнообразным» или «Поэтому я становлюсь более
внимательным человеком, чтобы мы друг друга понимали быстро». Затем участник, о
котором шла речь, обращается по этому же принципу к другому человеку.
Высказывания должны быть адресованы всем участникам группы.
Мозговой штурм в классе: Как
человек должен вести себя, чтобы практиковать толерантность?
Учитель записывает все
варианты ответов на доске.
Пример на подсказку: Джордано
Бруно утверждал, что Земля – круглая. За это утверждение, нарушавшее
общепринятые и защищенные Церковью каноны, он был сожжен. Палачи были при этом
уверены, что они правы и что они знают истину. Как характеризуется их поведение
с точки зрения толерантности?
Лекция 10 мин. Отсюда следуют
три основных принципа толерантности:
1)
отказ от насилия, как средства общения и убеждения. В общении, также как и в споре, мы должны признавать
добровольность выбора, свободу совести и верить в искренность убеждений собеседника,
оппонента.
2)
умение принудить себя, не принуждая других. Это значит подчинение законам, традициям и обычаям,
не нарушая их и удовлетворяя общественным потребностям. Имеется в виду
подчинение и исполнение законов, а не подчинение воле властелина или большинства.
При этом страх или принуждение извне не способствуют в целом сдержанности и
терпимости. Здесь нужно обладать определенной гибкостью и способностью
принимать решение в новых или опасных условиях так, чтобы исполнять благие для
всех без исключения законы, но не повиноваться авторитарному режиму или
противоправной с общественной точки зрения власти. Абсолютизация истины также
не соответствует принципам толерантности.
принятие
другого, который может отличаться по разным признакам – национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. Толерантность в
этом смысле способствует развитию целостного общества
|