1. Проверить уровень зрительной и слуховой
памяти, внимания.
2. Начать работу по развитию произвольной памяти
и внимания у детей младшего школьного возраста.
3. Показать детям значение хорошей памяти и
внимания для человека.
- Вступительная беседа.
-Послушайте стихотворение А.С. Пушкина “У
лукоморья дуб зеленый”.
(Читается учителем по памяти.)
-Вы прослушали стихотворение. Как же я смогла
его рассказать?
-Что такое память? Зачем она нужна человеку?
-Да, память очень важна для человека. Если бы ее
не было, то люди не смогли бы передавать все
знания и умения будущему поколению. Мы не умели
бы читать, считать, не помнили бы своих родителей
и друзей. Очень хорошо помогает запоминать и
развитое внимание. Если ты внимателен, то
подмечаешь все детали, запоминаешь их, а потом
легко повторяешь все, что ты видел или слышал.
-Как вы думаете, а у вас хорошая память и внимание?
Давайте их проверим.
- Диагностика внимания и памяти.
Методика 1.
-Давайте сначала проверим, какие вы
внимательные, как умеете быстро и точно работать.
Я дам вам карточки, а вы считайте в них количество
цифр, которые я назову. Сосчитайте все цифры “5”,
“7”, “0”.
4 |
3 |
2 |
8 |
2 |
3 |
6 |
5 |
9 |
1 |
7 |
5 |
7 |
6 |
6 |
5 |
9 |
0 |
8 |
5 |
3 |
1 |
0 |
1 |
3 |
4 |
0 |
6 |
5 |
1 |
7 |
2 |
4 |
1 |
0 |
6 |
2 |
3 |
7 |
1 |
6 |
5 |
4 |
4 |
3 |
8 |
8 |
3 |
1 |
3 |
8 |
0 |
0 |
3 |
2 |
1 |
5 |
4 |
9 |
5 |
0 |
7 |
6 |
3 |
2 |
6 |
3 |
8 |
2 |
9 |
6 |
1 |
7 |
6 |
9 |
5 |
8 |
5 |
9 |
0 |
7 |
4 |
1 |
7 |
5 |
3 |
9 |
2 |
3 |
4 |
6 |
3 |
0 |
7 |
6 |
9 |
1 |
0 |
9 |
1 |
-Ну, как, трудно? Как видите, если
работать быстро, то можно сделать много ошибок, а
если медленно, то теряешь много времени. А мы
попробуем отработать так ваше внимание, чтобы
было правильно и быстро.
-Давайте поиграем в игру на внимание.
Игра “Наоборот”
Я показываю движение, а вы должны сделать
его наоборот. Например, я опускаю руки, а вы
поднимаете.
(Учитель показывает различные
движения, а дети выполняют их наоборот.)
-А сейчас давайте проверим вашу память.
Методика 2. Зрительная память.
-Перед вами 10 картинок. Запомните все
предметы на этих картинках. (1 минута)
-Кто повторит?
(Дети называют те предметы, которые
они запомнили. Учитель подводит итог.)
Методика 3. Слуховая память.
-Сейчас я прочитаю вам слова, вам нужно
постараться их все запомнить: перо, гора,
дерево, замок, палка, картон, чернила, пчела,
капуста, стекло.
-Кто повторит то, что запомнил?
(Учитель подводит итог.)
-Как видите, результаты не очень хорошие. А
ведь вам придется читать много текстов, стихов,
запоминать их. Если не развивать свою память и
внимание, то придется много времени тратить на
подготовку уроков и повторение.
-Как же лучше запоминать? Научиться быть более
внимательными? Надо просто постоянно работать,
тренировать свою память и внимание.
-Сейчас я научу вас быстрее и точнее запоминать
то, что видите или слышите. Но сначала еще
поиграем в игру на внимание.
Игра “Поиск предмета”.
- Запомните, пожалуйста, все, что видите
впереди себя (доска, стол учителя), будьте очень
внимательны. А сейчас все отвернитесь.
(Учитель кладет на стол любой
предмет.)
Повернитесь. Что-то изменилось?
(Игра проводится несколько раз.)
- Упражнения по развитию памяти.
-Чтобы лучше запомнить все картинки и слова,
надо составить рассказ с ними. Давайте попробуем.
Пример:
“Жила-была кукла в маленьком домике. Как-то
раз кукла смотрела телевизор и увидела там белку,
которая сидела на дереве и ела вкусное яблоко.
Кукла решила поехать в гости к белке. Она взяла
банку с вареньем, ручку в подарок белочке, села в
лодку и поехала. Светило яркое солнце, и скоро
кукла приехала в гости к белке.
-А сейчас, кто попробует повторить все слова?
-Как видите, составив рассказ, вы смогли
запомнить все слова.
-А теперь попробуйте составить рассказ по словам,
которые я зачитывала вам на слух.
(Дети все вместе составляют рассказ.)
-Кто повторит?
-Ну, как, понравилось так запоминать? Именно таким
образом можно легко запоминать различные слова и
зрительно, и на слух.
- Итог занятия.