Что такое эмоциональный интеллект?
В настоящее время все больше вызывает к себе
интерес проблема связи чувств и разума,
эмоционального и рационального, их
взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциональный
интеллект – это явление, которое объединяет в
себе умение различать и понимать эмоции,
управлять собственными эмоциональными
состояниями и эмоциями своих партнеров по
общению. Область изучения эмоционального
интеллекта является сравнительно молодой и
насчитывает чуть больше одного десятилетия.
Однако сегодня этой проблемой занимаются
специалисты уже по всему миру. Среди них Р. Бар-Он,
К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман
и другие.
Впервые термин “эмоциональный интеллект” был
употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем.
Одно из определений эмоционального интеллекта,
сформулированное этими авторами, звучит как
“способность тщательного постижения, оценки и
выражения эмоций; способность понимания эмоций и
эмоциональных знаний; а также способность
управления эмоциями, которая содействует
эмоциональному и интеллектуальному росту”
личности [2, с. 48].
Особую важность и актуальность развитие
эмоционального интеллекта приобретает в
дошкольном и младшем школьном возрасте,
поскольку именно в эти периоды идет активное
эмоциональное становление детей,
совершенствование их самосознания, способности
к рефлексии и децентрации (умения встать на
позицию партнера, учитывать его потребности и
чувства). Работа по расширению эмоционального
интеллекта целесообразна и с подростками,
которые отличаются высокой сензитивностью и
гибкостью всех психических процессов, а также
глубоким интересом к сфере своего внутреннего
мира.
Сегодня в Канаде и Европе открыты целые
институты, занимающиеся проблемой взаимосвязи
эмоций и интеллекта, а также созданы отдельные
программы для развития эмоционального
интеллекта детей [2, с. 230].
Зачем нужно развивать эмоциональный
интеллект?
У педагогов и психологов может возникнуть
справедливый вопрос: а почему так важно
развивать эмоциональный интеллект? Ответ дают
многочисленные исследования ученых,
свидетельствующие о том, что низкий уровень
эмоционального интеллекта способен привести к
закреплению комплекса качеств, названного
алекситимией. Алекситимия - затруднение в
осознании и определении собственных эмоций –
повышает риск возникновения психосоматических
заболеваний у детей и взрослых. Таким образом,
умение разбираться в собственных чувствах и
управлять ими является личностным фактором,
укрепляющим психологическое и соматическое
здоровье ребенка.
Кроме того, исследователи установили, что около
80% успеха в социальной и личной сферах жизни
определяет именно уровень развития
эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем
известный IQ – коэффициент интеллекта,
измеряющий степень умственных способностей
человека [3, с. 57]. Этот вывод ученых перевернул в
середине 90-х годов XX века взгляды на природу
личностного успеха и развития человеческих
способностей. Оказывается, что
совершенствование логического мышления и
кругозора ребенка еще не является залогом его
будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы
ребенок овладел способностями эмоционального
интеллекта, а именно:
- умением контролировать свои чувства так, чтобы
они не “переливались через край”;
- способностью сознательно влиять на свои эмоции;
- умением определять свои чувства и принимать их
такими, какие они есть (признавать их);
- способностью использовать свои эмоции на благо
себе и окружающим;
- умением эффективно общаться с другими людьми,
находить с ними общие точки соприкосновения;
- способностью распознавать и признавать чувства
других, представлять себя на месте другого
человека, сочувствовать ему [3, с. 58].
Зарубежные исследователи эмоционального
интеллекта выявили некоторые возрастные
особенности развития этого качества.
Эмоциональный интеллект повышается по мере
приобретения жизненного опыта, возрастая в
период юности и зрелости. Это значит, что у
ребенка уровень эмоционального интеллекта
заведомо ниже, чем у взрослого, и не может быть
ему равен. Но это не означает, что формирование
эмоциональных способностей нецелесообразно в
детском возрасте. Наоборот, существуют данные о
том, что специальные обучающие программы
существенно повышают уровень эмоциональной
компетентности детей [2, с. 37].
Как можно измерить эмоциональный
интеллект?
Несколько слов необходимо сказать и о системе
диагностики эмоционального интеллекта,
существующей на сегодняшний день. Поскольку
психология эмоционального интеллекта
развивается в основном за рубежом, ее
диагностический аппарат также предстаёт в виде
иностранных методик, зачастую не адаптированных
и не переведенных на русский язык. Тем не менее
зарубежные методы измерения эмоционального
интеллекта заслуживают внимания отечественных
специалистов, потому как перспективной задачей
развития этой научной области является
адаптация имеющихся наработок к российским
условиям.
В настоящее время существует 3 группы методик
эмоционального интеллекта:
1.Методики, исследующие отдельные
способности, входящие в состав эмоционального
интеллекта;
2.Методики, основанные на самоотчете и
самооценке испытуемых;
3.Методики - “мульти-оценщики”, то есть тесты,
которые должен заполнить не только испытуемый,
но и 10-15 знакомых ему людей (так называемых
“оценщиков”), проставляющих баллы его
эмоциональному интеллекту.
Например, многофакторная шкала эмоционального
интеллекта MEIS относится к первой группе
методик. Она разработана в 1999 году Дж. Мейером, П.
Саловеем и Д. Карузо. MEIS представляет собой
письменный тест, в котором есть верные и неверные
варианты ответов. MEIS содержит несколько видов
задач, которые должен решить испытуемый: задачи
на распознавание эмоций, задачи на умение
описывать собственные эмоции, задачи на
понимание состава и взаимосвязи различных
эмоций, а также задачи на способности управления
эмоциями [2, с. 97].
К группе методик, основанных на самоотчете и
самооценке, относится EQ-i Анкета по определению
эмоционального коэффициента Р.Бар-Она.
Зарубежный исследователь Р.Бар-Он потратил около
двадцати лет на исследование и создание этой
методики. Именно он ввел в психологию понятие
эмоционального коэффициента-EQ-в противовес
классическому IQ. Анкета Р.Бар-Она выпущена в 1997
году и уже издана на 14 языках, в том числе и на
русском. Большим преимуществом методики
является то, что она имеет детскую версию (для
тестирования детей и подростков от 6 до 18 лет) [2, с.
79]. Помимо этого, данная анкета измеряет пять
основных компонентов эмоционального интеллекта:
внутриличностный (самоуважение), межличностный
(сочувствие, ответственность), приспособляемость
(способность адаптировать свои эмоции к
изменяющимся условиям), управление стрессом
(эмоциональная устойчивость и
стрессоустойчивость) и общее настроение
(оптимизм).
Одним из тестов “мульти-оценщиков” является Ei-360,
созданный в 2000 г. доктором Дж.П.Паулиу-Фрай.
Измерение включает самооценку, а также оценку до
десяти “оценщиками” (это может быть семья,
сверстники, коллеги испытуемого). Весь процесс
диагностики происходит через Интернет. Данная
методика полностью представлена в Интернете и
доступна каждому. Она дает возможность сравнить
собственное восприятие эмоционального
интеллекта и восприятия своего интеллекта
другими людьми.
Как мы видим, существует достаточно широкий
диапазон методик для диагностики эмоционального
интеллекта. В зависимости от целей и задач
конкретного исследования та или иная методика
может оказаться более подходящей, чем другие.
Как можно развивать эмоциональный
интеллект у детей?
Возможны два подхода к развитию эмоционального
интеллекта: можно работать с ним напрямую, а
можно опосредованно, через развитие связанных с
ним качеств. Сегодня уже доказано, что на
формирование эмоционального интеллекта влияет
развитие таких личностных свойств, как
эмоциональная устойчивость, положительное
отношение к себе, внутренний локус контроля
(готовность видеть причину происходящих событий
в себе, а не в окружающих людях и случайных
факторах) и эмпатия (способность к
сопереживанию). Таким образом, развивая эти
качества ребенка, можно повысить уровень его
эмоционального интеллекта.
Что касается прямой работы с эмоциональным
интеллектом, то здесь приходится констатировать,
что русскоязычной программы пока не разработано.
Хотя в отечественной практической психологии
существует немало наработок в области
эмоционального развития ребенка, повышения его
рефлексии, эмпатии и саморегуляции.
Автором данной статьи уже третий год
проводятся профилактически-развивающие занятия
по психологии в 1 классах “Страна эмоций”,
направленные на развитие психологического
здоровья и эмоционального интеллекта детей.
Программа составлена автором, но в ней
используются как авторские упражнения, так и
заимствованные у других специалистов
(Т.Громовой, О.Хухлаевой, Лютовой, Мониной и др.).
Стандартизованных процедур оценки
эффективности данной программы проведено не
было. Однако отзывы и наблюдения педагогов,
родителей, психологов свидетельствуют о
значительном повышении у учащихся рефлексии,
эмпатии, расширении психологической лексики, а
также об осознании детьми причин различных
эмоциональных состояний и возможностях выхода
из них.
В качестве иллюстрации групповой работы с
детьми, направленной на развитие их
эмоционального интеллекта, предлагаю план
нескольких занятий из программы “Страна
эмоций”, посвященных эмоции страха.
Цели занятий:
- “знакомство” детей с эмоцией страха: осознание
учащимися того, зачем человеку нужен страх, в чем
он ему мешает, в чем помогает (развитие
метакогнитивных способностей);
- актуализация и отреагирование чувства страха;
- осознание детьми, что страх – это нормальная
эмоция всех людей, и в то же время понимание
необходимости преодоления собственных страхов;
- уменьшение страха перед сказочными персонажами
с помощью приемов идентификации, сопереживания,
а также гротеска и юмора;
- обучение детей самостоятельному поиску выходов
из “страшных” травмирующих ситуаций;
- символическое превращение негативных эмоций в
позитивные, приятные.
Занятие №1. Остров Страха и его жители
1.Приветствие: “Давайте поздороваемся и
поприветствуем друг друга ручками, ножками,
носиками…” и т.д.
2.Психологическая разминка. “Жители
Острова Страха”: каждый ребенок получает
карточку, на которой написано имя одного из
страшных персонажей (Баба Яга, Кощей Бессмертный,
вампир, скелет и т.д.). По сигналу ведущего ребенок
показывает героя как можно более страшным, а все
остальные отгадывают, кто был изображен.
3.“Сделай страшного героя добрым!” Каждый
ребенок придумывает историю, почему его герой -
житель Острова Страха - стал страшным, и все
вместе думают, как можно освободить его от злости
и страха, как сделать его добрым и счастливым.
Каждый страшный персонаж проходит через ритуал
освобождения от злости и становится добрым
(ребенок проигрывает или проговаривает это
превращение: например, его герой прощает того,
кто его обидел и т.д.).
4. Ритуал прощания – Салют. Все участники
занятия кладут свои ладони на ладонь ведущего.
Положив ладонь, ребенок отвечает на вопрос:
Почему герои и люди становятся страшными? (Из-за
обиды, гнева, мести и т.д.). По команде ведущего все
отпускают свои руки и поднимают их вверх,
запуская салют: Ура!
Занятие №2. Жители Острова Страха стали
смешными!
1.Приветствие.
2.Психологическая разминка. “Страшный -
смешной”: каждый ребенок получает карточку, на
которой написано имя одного из страшных
персонажей и его “нестрашного” занятия.
Например, Баба Яга собирается на свидание или
Кощей занимается в тренажерном зале и т.д. Цель –
изобразить героя как можно более смешным и
рассмешить всех остальных.
3.“Галерея Смеха”. Дети рисуют в альбомах
любого жителя Острова Страха, но так, чтобы он
получился не страшным, а смешным. Затем
проводится выставка в Галерее Смеха, где каждый
художник рассказывает о своем творении, стараясь
вызвать смех у зрителей.
4. Ритуал прощания – Салют. Все участники
занятия кладут свои ладони на ладонь ведущего.
По сигналу 1-2-3 все отпускают свои руки и вместе
поднимают их вверх, запуская салют: Ура!
Занятие №3. Мы победим любые страхи!
1.Приветствие.
2.Психологическая разминка. “Конкурс
страхов”: дети передают по кругу мячик,
заканчивая предложение: “Человек боится…”.
Повторяться нельзя. Кто повторяется, тот
выбывает из игры. В конце игры делается вывод:
все люди чего-то бояться, но надо учиться
преодолевать свои страхи.
3. “Кубик откровений”. На занятии появляется
волшебный “кубик откровений”. Дети по желанию
рассказывают о своих личных страхах, а все
остальные думают, что можно посоветовать в этой
ситуации, как можно справиться со страхами.
3.“Темноландия”. Детям читается одноименная
сказка о том, как маленький мальчик боялся
темноты и как он преодолел свой страх. Все
слушают и рисуют в альбомах иллюстрацию к этой
сказке. После прочтения сказки проводится
обсуждение того, как герой справился со своими
страхами, что ему в этом помогло. Желающие
рассказывают о своем опыте преодоления тех или
иных страхов. Затем каждый заканчивает
предложения: “Страх мешает, когда…”, “Страх
помогает, когда…”. Делается вывод о том,
что страх может не только мешать, но и помогать
человеку: например, предупреждать и защищать его
от опасности.
4. Ритуал прощания – Салют. По команде
ведущего все отпускают свои руки и вместе
поднимают их вверх, запуская салют: Мы победим
любые страхи!
Описанная выше программа занятий
построена на следующих принципах:
1)знакомство или повторение эмоций,
психологических понятий, необходимых для
успешной работы на занятии;
2)блок “разминок” и психологических
упражнений, направленный на снятие
эмоциональных зажимов, свободное проявление и
отреагирование эмоций, спонтанное поведение;
3)установление различного вида коммуникаций на
эмоциональном, поведенческом и когнитивном
уровнях с использованием игровых методов;
4)проигрывание разнообразных ролевых ситуаций
для обучения владению собственными эмоциями;
5)использование упражнений на развитие
когнитивных структур, осознание причин и
последствий различных эмоциональных состояний.
В целом, при групповой работе с детьми
рекомендуется сочетать разнообразные методы:
1.Игры и задания, способствующие овладению
приемами межличностного общения, развивающие
вербальные и невербальные средства
коммуникации;
2.Различные виды дискуссий, игр, элементы
психодрамы;
3.Задания, способствующие повышению самооценки,
что приводит к ощущению собственной ценности,
уверенности в себе;
4.Релаксационные упражнения для снятия
психологической напряженности, тревожности;
обучения приемам саморегуляции.
Как можно развивать эмоциональный
интеллект у взрослых?
Стоит отметить также некоторые подходы и
техники, которые можно использовать для развития
эмоционального интеллекта не только с детьми, но
и с подростками, и со взрослыми.
Для развития эмоциональной компетентности и
владения эмоциями очень важно совершенствовать
процесс восприятия и эмоциональную оценку
действительности. Существует два основных
способа восприятия окружающей действительности
и воссоздания ее образа – ассоциированный и
диссоциированный. Ассоциированный подход означает,
что человек находится внутри переживаемой
ситуации, смотрит на нее своими глазами и имеет
непосредственный доступ к собственным эмоциям. Диссоциированный
метод позволяет оценить событие как бы со
стороны, вследствие чего человек теряет связь с
чувствами и переживаниями, которые имели место в
реальной ситуации.
Чтобы перестать испытывать негативные эмоции и
дискомфорт, многие специалисты рекомендуют
диссоциироваться от тревожного, неприятного
воспоминания. Для этого нужно мысленно выйти из
ситуации переживания и посмотреть на это событие
со стороны. Просматривая в воображении фильм о
самом себе, можно уменьшить яркость изображения,
заменить цветные образы на черно-белые. В
результате подобных действий неприятная
ситуация постепенно перестает волновать
человека, что позволяет впоследствии вернуться к
ней и спокойно проанализировать все свои
действия.
Очень эффективна и обратная процедура ассоциирования
с приятными воспоминаниями. Каждый может
вспомнить множество событий, которые были
сопряжены с позитивными эмоциями и приподнятым
настроением. Для того чтобы вернуть себе
свежесть радостных воспоминаний, достаточно
вновь войти “внутрь” некогда приятного события,
увидеть его собственными глазами и постараться
пережить те же эмоции, что и тогда (прием
визуализации). Ассоциирование может помочь и
при общении с другими людьми. Так как в процессе
коммуникации многие ассоциируются только с
неприятными деталями, взаимодействие с
партнерами по общению иногда вызывает
отторжение. Если осуществить противоположное
действие и ассоциироваться в общении с приятными
чувствами, можно обнаружить рядом приятных
собеседников.
Таким образом, эмоции находятся в прямой
зависимости от мышления. Благодаря мышлению и
воображению у человека могут возникать
различные образы прошлого и будущего, а также
связанные с ними эмоциональные переживания.
Поэтому тот, кто управляет своим воображением,
хорошо владеет и своими эмоциями.
Для того, чтобы уметь владеть не только своими
состояниями, но и эмоциями своего партнера по
общению, что сильно повысит ваш эмоциональный
интеллект, можно провести упражнение “Помоги
успокоиться”. Паре людей предлагается
какая-то эмоционально напряженная ситуация.
Задача у одного члена пары снять напряжение
своего партнера. Ситуации обычно носят
отвлеченный или даже фантастический характер,
чтобы избежать личной вовлеченности участников.
Время ограничено 2—3 минутами. Партнер и ситуации
каждый раз меняются. По окончании упражнения
происходит обсуждение того, какими приемами
пользовались участники для снятия напряжения, и
кому из них это лучше всего удалось.
Для развития эмоционального интеллекта
полезны также упражнения на поиск сходства с
другими людьми, что является одним из способов
научиться лучше понимать себя и другого. Для
этого используется задание “Подчеркивание
общности”: надо мысленно найти 20 общих качеств
с человеком, которого вы узнали несколько дней
назад или даже полчаса тому назад. Это попутно
вырабатывает способность к рефлексии и
адекватной самооценке.
Чтобы развивать свое знание эмоций и
эмоциональных состояний, можно разработать свой
собственный Словарь эмоций. В нем должно быть
четыре раздела: положительные, отрицательные,
нейтральные и амбивалентные (противоречивые)
эмоции. Словарь нужно пополнять всякий раз, когда
вспоминается новый термин, описывающий
эмоциональное состояние.
Способность к безусловному принятию людей,
которая, по данным многих авторов, также
относится к эмоциональному интеллекту, можно
выработать довольно простым способом. Для этого
можно использовать упражнение “Подчеркивание
значимости”: нужно задаться целью в течение
дня не менее двух (трех, четырех, пяти) раз
подчеркивать значимость тех людей, с которыми вы
работаете или общаетесь — отмечать их удачные
идеи, предложения, выражать им уважение и
симпатию.
Таким образом, набор техник и способов развития
эмоционального интеллекта достаточно богат.
Выбор конкретного подхода зависит в каждом
отдельном случае от целей и тех людей, которые
задействованы в работе.
Искренне надеюсь, что опыт, представленный в
этой статье, будет интересен и полезен педагогам
и психологам в самых разных областях.
Источник: http://festival.1september.ru/articles/211278/ |