Цель:
- Подвести учащихся к пониманию важности выбора
цели жизни, продумывания жизненного плана.
- Сформировать навыки постановки ближних и
дальних целей, согласование целей и ценностей,
самопрограмирования на успех.
Разминочное упражнение - приветствие
"Твое будущее"
Я предлагаю вам поприветствовать друг друга
таким образом: поворачиваясь к соседу, делаете
ему небольшой прогноз на будущее. Например -
Андрей, я думаю, что через пять лет, ты будешь жить
в Москве. или - Марина, мне кажется, что через год,
ты станешь более уверенной в себе. Пожалуйста,
начинайте.
Ход работы
Тема нашего сегодняшнего урока "Я умею ставить
цели и достигать их". Тема весьма актуальна для
вашего возраста. Возраст, когда задумываетесь о
том, какую специальность выбрать, какие задачи и
цели перед собой ставить.
Сегодня мы с вами научимся правильно
ставить перед собой цели, таким образом, чтобы
они действительно начали работать и привели вас
к желаемому результату.
Цель в жизни человека чрезвычайно важна,
поскольку именно она стимулирует его к
действию, поиску ресурсов, преодолению
препятствий:
Постановка цели - не просто полезное
занятие, а совершенно необходимый элемент успешной
деятельности.
Когда человек правильно ставит перед собой
цель, она фиксируется в уме на подсознательном
уровне, автоматически начиная влиять на его
поведение, направляя его на достижение
результата.
- Было ли в вашей жизни, что вы очень сильно
чего-то хотели и в результате добивались этого?
- Что именно вы делали, чтобы получить желаемый
результат?
- У кого еще такое мнение?
- У кого другое мнение?
Итак, у вас были желания и мотивы.
Любое действие начинается с желания выполнить
это действие. Чем больше желание, тем лучше и
результат.
Но часто цели больше похожи на мечты.
Ваша цель высшего уровня должна быть
подкреплена и уточнена, это очень важно для
успеха дела.
Презентация.
Давайте же рассмотрим конкретно, как правильно
поставить цель, что нужно учитывать:
Во-первых, сосредоточьтесь на конкретной
цели.
Цель есть конкретный образ желаемого
результата, которая стимулирует мысли.
И чем конкретнее обозначена цель, тем проще ее
выполнить.
Если вы не сформулируете свою цель достаточно
конкретно, у вас не будет шанса достичь её.
Когда цель размыта, то неясно и что
нужно делать, чтобы ее выполнить.
Как вам, например, такая цель: Написать реферат
по психологии?
А когда цель звучит таким образом: написать
реферат по психологии на тему "невербальные
средства общения" объем реферата 3-4 печатные
страницы?
Проще выполнить второй вариант, так как цель
конкретизирована достаточно хорошо.
Во-вторых, сформулируйте свою цель в
категориях позитивных мыслей
Существуют две стратегии мотивирования,
которые действуют различным образом, в различных
направлениях и с различными результатами.
- Направление может быть к тому, чего вы хотите -
мотивация достижения успеха.
- Либо же от того, чего вы не желаете - мотивация
избегания неудачи.
У каждого из нас, доминирует одна из мотиваций.
- Как вы думаете, какая мотивация больше
способствует успеху?
Мотивация избегания неудач - это отрицание,
то есть не цель, а антицель.
Вы ведь не ходите по магазину со списком того,
чего не собираетесь купить.
Вы не приходите на вокзал с перечнем поездов, на
которые не нужно садиться.
Отрицание не дает толчка к действию,
Давайте, определим, где речь идет о цели и где,
о антицели.
- Я не хочу раздражаться, когда у меня что-то не
получается.
- Я хочу быть здоровым.
- Я хочу хорошо сдать экзамены.
- Я не хочу болеть.
Когда вы думаете о том, чего вы не хотите, вы,
как правило, это и получаете, так как концентрируйте
на это внимание.
Позитивное высказывание не только лучше
звучит, но по существу перестраивает мозг,
подготавливая его к действию.
В-третьих, определите свою цель таким
образом, чтобы иметь возможность достичь ее
самостоятельно, независимо от действия других.
Если реализация вашей цели зависит от
усилия и желания других, вы можете оказаться в безнадежной
ситуации.
Предположим, что ваша цель звучит следующим
образом:
"Я хочу, чтобы окружающие перестали
критиковать мою внешность"
- От кого зависит реализация вашей цели в данном
случае?
Зависит от окружающих, а не от вас.
Однако эту же цель можно сформировать по
другому.
Ваши варианты?
"Что я могу сделать, чтобы изменить отношение
окружающих к себе?"
В этом случае вы и только вы отвечаете за
достижение своей цели.
В-четвертых, ставьте свои цели, коррелируя
их со своими ценностями. Свои личные
ценности, надо изучать и формировать. Ценности
формируются из семьи, мировозрения.
И вот прямо сейчас, мы потренируемся в этих трех
пунктах.
Упражнение
В течение 5 мин подумайте, и заполните таблицу,
используя то, что вы узнали только что.
Список моих ценностей |
Цели |
Задачи |
|
|
|
В-пятых, переживите момент достижения
своей цели.
Цель - это то, что вы хотите.
То, что нужно сделать, чтобы ее достичь, есть задачи.
Цели подталкивают вперед, но конкретные
задачи, которые нужно выполнять для их
достижения, воодушевляют отнюдь не всегда.
И если представить, что вы уже достигли поставленной
перед собой цели и получили желаемый результат,
это очень хорошо будет стимулировать вас к
действию.
Создайте воображаемую версию уже
достигнутого. Переживите ее как живую
реальность, войдите в нее.
Например, если вам сложно решиться на начало
уборки своей комнаты, представьте, как вам
легко и удобно живется, когда все на своих местах,
и нет ничего лишнего, ощутите свежесть
комнаты, и слышен восторженный голос мамы -
"О, как у тебя чисто!!"
- Заметили, какие ключевые слова я использовала,
когда привела вам пример?
Я создала полисенсорный образ - а значит,
задействовала все каналы восприятия информации:
- Визуальный канал - то есть то, что вы видите.
(вижу, представляю, чистый, красивый)
- Аудиальный канал - звуки, которые вы слышите
(слышен, раздался, звучит)
- Кинестетический канал - тактильные ощущения,
то, что вы чувствуете кожей (ощутить, теплый,
мокрый, касаться).
Итак, образ должен быть полисенсорным и важно,
чтобы образ был позитивным и в настоящее
время.
Пример: правильно: Я поступила в университет,
я хорошо сдала экзамены. (неправильно: я поступлю
в университет, я не плохо сдам экзамены)
Упражнение "Визуализация моего успешного
будущего"
(Музыкальное сопровождение).
Каждый из вас, думал, где и как он хочет жить в
будущем, и может быть, даже сформулировали это в
виде цели. И вот прямо сейчас, мы потренируемся в
конструирование образа этой цели. Ваша задача, слушать
мой голос и создавать свои внутренние образы.
- Сядьте удобнее и закройте глаза. Глубоко
вдохните и выдохните.
- Еще раз вдохните и выдохните.
- Представьте себе свой обычный день вашего
будущего.
- Итак, вам 26 лет. Вы просыпаетесь утром. (30 сек)
- Во сколько? Где? Это ваша квартира, дом.
- Оглянитесь. Что вы видите вокруг себя? (30 сек)
- Добавьте краски вашей картине. Пусть это будет
яркая, приятная для вас картина. Не торопитесь,
попробуйте увидеть все, что сможете предельно
подробно и конкретно.
- Подойдите к зеркалу. Как вы выглядите? (30 сек)
- Прислушайтесь к звукам комнаты, к звукам за
окном. Может быть, это утреннее пение птиц, а
может легкая музыка. (30 сек)
- Добавьте тактильные ощущения - кожей вы
чувствуете приятную утреннею прохладу или
касание нежной теплой ткани. (30 сек)
- Одни ли вы дома или рядом с вами кто-то еще? (30
сек)
- Ваш образ должен быть позитивным, в настоящем
времени и приятным. Он должен вам нравиться! (30
сек)
- Медленно возвращаемся мыслями в наше время,
сюда, в наш класс, на наш урок.
- Вдохните глубоко, и на выдохе откройте глаза.
Обсуждение:
- Кратко, в нескольких предложениях, зафиксируйте
основное, что вас заинтересовало больше всего.
- Что получилось легко, что не очень?
- Понравилось ли вам, то, что вы там увидели?
- Я предлагаю вам дома составить письменный
рассказ об увиденном и пережитом.
В-шестых, выполните проверку возможных
последствий достижения цели.
До того, как вы достигните результата в
реальности, имеет смысл представить и то, как
вы дальше будите с ним жить.
Как изменения, которые произойдут с вами, в вас,
повлияют на ваших близких, знакомых?
Каким образом могут измениться с ними
отношения, какие могут возникнуть проблемы?
Гораздо проще внести изменения в выкройке
костюма, чем пытаться его перекроить, когда он
сшит.
Иногда, мы стараемся достичь не свои, а чужие
цели.
Тогда вам следует сделать тест, чтобы понять,
ваша ли это цель
Каким образом?:
- Если решение требует от вас внутреннего усилия,
а результат не вызывает удовольствия, то, видимо,
вы стараетесь достичь не свою цель.
- Если же вы задаете себе вопросы и действительно
ощущаете спокойствие, то, значит, результат будет
тот, какой вам необходим.
Итак, вы сегодня проделали большую работу. Вы
освоили упражнения, которыми сможете
воспользоваться в дальнейшем каждый раз, когда
перед вами станет проблема выбора, когда вам
нужно будет ставить цель, выбирать, по какой
дороге идти.
И в качестве закрепления пройденного
материала, предлагаю вам следующее упражнение:
Упражнение "Встреча через 10 лет"
Цель: поможет вам закрепить вашу цель и
проверить, то ли это, чего вы хотите.
Давайте мысленно переведем часы на 10 лет
вперед. Теперь мы в 2018 году. В вашей жизни многое
изменилось. Сейчас вы в отпуске. Лето. Вы городе,
где учились, может, приехали откуда-то, может
здесь и живете. Идете по улице и встречаете
одноклассника, которого не видели много лет.
Между вами возникает оживленная беседа о том, что
произошло за эти годы, чем занимаетесь.
Для этого, я предлагаю вам, выйти перед классом
и объединившись в парах. На выполнение задания
вам дается 5 мин.
Обсуждение.
Подводя итоги нашего занятия, хочу, чтобы вы
поделились своими впечатлениями:
- Что вам понравилось?
- Что нового вы для себя узнали?
- Как вам это поможет в вашей жизни?
Дополнительное упражнение.
Упражнение "Конверт откровений".
Участникам предлагается как на экзамене,
тянуть "билетик" и, прочитав его вслух,
высказать свое мнение относительно написанного.
Вопросы:
- Что для тебя является смыслом жизни?
- Почему многим людям так и не удается сделать
карьеру?
- Чего бы ты хотел добиться в жизни?
- Чего бы ты хотел избежать в жизни?
- Как ты понимаешь, слова "Вера в себя, как и вера
в Бога способна творить чудеса". Л.Н.Толстой
- Кто может повлиять на выбор твоего жизненного
пути?
- Что такое успех?
- Что такое счастье для тебя?
- Кто может повлиять на твой выбор жизненно
важных целей (профессии, спутника жизни).
- Что такое мировоззрение? Как в юношеском
возрасте оно соотноситься с ценностными
ориентациями?
- Как происходит согласование ближней и дальней
перспектив жизненного плана?
Литература.
- О. Долгорукова "Построение карьеры" Москва - 2008
- Технология: учебник для учащихся 10 класса
общеобразовательной школы/ Под редакцией
В.Д.Симоненко.: М.: Вентана-Граф, 1999, 288с.
- Технология: учебник для учащихся 11 класса
общеобразовательной школы/ Под редакцией
В.Д.Симоненко, Н.В.Матяш: М.: Вентана-Граф, 1999,
192с.ил.
Источник: http://festival.1september.ru/articles/550645/ |