Введение. Постановка и актуальность
проблемы.
Современное общество с его стремительными
социально-экономическими изменениями,
нестабильностью, потерей ценностных ориентиров,
становится все более стрессогенным.
Стресс – неотъемлемая часть жизни, способ
жизни современного человека. Необходимо учиться
«жить со стрессом», что требует разработки и
реализации комплекса действий по
«оестествлению» искусственно-технических
способов «управления стрессом», выработке
индивидуальной психотехники для ситуации
«чрезмерного стресса».
Обострившийся в эпоху модернизации конфликт
поколений, кризис традиционных для современного
общества норм и ценностей, криминальность
«стратегий успешности» значительной части
бизнесэлиты и множество иных факторов являются
мощными стрессорами, воздействующими на
современное молодое поколение. Период «бури и
натиска» в эпоху «первоначального накопления»
требует специальной психолого-педагогической
работы по социально-психологической адаптации
именно в подростковом возрасте.
Таким образом, стресс становится проблемой
лишь тогда, когда требования ситуации
значительно превышают возможности личности или
когда напряжение длится слишком долго.
Пояснительная записка
Социально-психологическая адаптация:
личностно-ориентированный подход
Под социально-психологической адаптацией
понимается такое направленное изменение
взаимодействия личности («Я») со средой, которое
характеризуется:
- Сохранением личности и социальной среды,
экологичным отношением индивида к себе и миру
вокруг, осознанием необходимости для личности
постепенных, эволюционных изменений в
отношениях со средой через овладение новыми
способами поведения.
- Приспособлением, которое рассматривается и как
процесс, и как результат деятельности личности в
отношении к изменившимся условиям социальной
среды. Становление новых приспособительных
«механизмов» ориентировано на гармонизацию
отношений личности со средой, выравнивание
баланса на полюсе личности.
Важным направлением работы по
социально-психологической адаптации считается
осознание и проявление в ходе работы по СПА
личностной стратегии поведения, а не просто
передачу «готового» навыка. Поэтому считается
возможным обозначить предложенный подход к
проблеме адаптации как
личностно-ориентированную
социально-психологическую адаптацию.
Основная задача тренинга – «выращивание»
личностных стратегий и тактик поведения и
жизнедеятельности, поиск индивидуального стиля
подростка в условиях стрессовой ситуации.
Конструктивный, партнерский диалог в рамках
личностно-ориентированного подхода к СПА
требует профессионального психологического
сопровождения развития подростка и
педагогической деятельности. Организация
деятельности психологической службы, система
психологической и психотерапевтической
поддержки учащихся, повышение психологической
компетентности педагогов и родителей – важные
составляющие данной деятельности.
Выбор тематики тренинга объясняется
наличием нескольких факторов. Во-первых,
лавинообразным нарастанием стрессовых нагрузок
на учащихся 8-11 классов (необходимость
профессионального или «образовательного»
самоопределения, расширяющиеся контакты с
социумом и т.д.).
Во-вторых, повышением мотивации и готовности
подростков к самопознанию и
самосовершенствованию.
Наконец, отсутствием личной стратегии
поведения подростка в условиях стресса, что
приводит к возникновению суицидальных
настроений и поступков.
Занятия тренинга «Я управляю стрессом»
рекомендованы старшеклассникам предпрофильного
и профильного обучения.
Опыт показывает, что элементы данного тренинга
допустимы в работе с учащимися начального звена
при переходе на предметное обучение или в период
адаптации в новом коллективе.
Возможности работы со стрессом в
ситуации тренинга.
Тренинг является одной из форм работы по
СПА. Особенностями тренинговой формы работы с
подростками и старшими школьниками являются:
- наличие группы как модели социума (множество
«Я» сверстников расширяет поведенческий
репертуар личности: тип поведения «Другого»
может становиться личностно-усвоенным
потенциалом поведения «Я», ресурсом);
- наличие правил, которые задают партнерский
тип общения и обеспечивают психологическую
безопасность участникам;
- особый режим, который обеспечивает
интенсивность проживания: концентрированность
процесса взаимодействия и законченность его во
времени.
Эти три условия дают возможность осознавать
себя, свой потенциал и нарабатывать опыт
взаимодействия с другими «здесь и теперь».
Организация тренинга
Тренинг, посвященный управлению стрессом,
включает комбинирование структурных элементов
разных тематических тренингов (например,
«скрещивание» элементов тренинга по стрессу с
элементами тренингов «Навыки жизни», «Тренинг
общения» и т.д.)
Организационно тренинг предполагает 5 встреч
(1раз в неделю по 2 часа).
Количество участников – 10-12 человек.
Задания тренинга имеют как теоретическую, так и
практическую направленность.
Предусматривается добровольное участие
подростков в выполнении заданий (релаксационных
упражнений, тестов, игр).
Материалы, используемые в ходе занятий: текст
инструкции тестов и упражнений, спокойная, тихая
музыка, бумага для записей, ручка.
Выбор помещения для проведения тренинга
целесообразно осуществлять с учетом
необходимости проведения подвижных игр.
Цели и задачи тренинга
Тренинг для подростков и старших школьников «Я
управляю стрессом» преследует следующие цели:
- Расширение репертуара поведенческих
стратегий в стрессовых ситуациях.
Ознакомление с понятием стресса, опасностями и
позитивной «работой» стресса, возможными
сценариями поведения в стрессовых ситуациях,
способами «избавления» от стресса
(информационно-теоретическая цель);
- Приобретение индивидуальных навыков
управления стрессом, в идеале – «открытие»
индивидуального стиля поведения в стрессовых
ситуациях. Осознание возможности управления
стрессом («приручение» стресса, договор о
«мирном сосуществовании»), ресурсопотенциала
сопротивления стрессу и его позитивной
личностной роли (личностно-смысловая цель).
- Обучение способам (навыкам) оказания
психологической поддержки человеку,
находящемуся в критической ситуации; умению
оказывать, запрашивать и получать поддержку
(социально-коммуникативная цель).
Возможные задачи тренинга:
- знакомство со стрессом (что такое стресс;
фазы, из которых он состоит; физиологические
особенности его проявления);
- выявление негативной и позитивной роли стресса
в жизни человека;
- овладение навыками управления стрессом,
существующими в культуре, психологической
теории и практике;
- расширение представлений участников о
собственном внутреннем мире, о человеческом
общении (например, различия партнерского и
манипулятивного типов общения);
- создание индивидуальных стратегий и тактик
(приемов, способов) управления стрессом;
- исследование личностных ситуаций и причин,
«запускающих» стресс;
- психологическая поддержка конкретных
участников, повышение их стрессоустойчивости;
- обучение навыкам психологической поддержки и
т.д.
Предполагаемые результаты:
- формирование позитивного мышления участников
тренинга;
- расширение представлений о стрессовых
ситуациях, собственном внутреннем мире,
собственных возможностях подростков;
- овладение приемами и способами управления
стрессовыми ситуациями в собственной жизни,
- умение оказать необходимую психологическую
поддержку близким и окружающим людям;
- формирование коммуникативных навыков
подростков.
Планирование занятий тренинга
№ занятия |
Тема занятия |
Количество часов |
1 |
Знакомство. Нормы поведения в группе. |
2 |
2 |
Понятие стресса. Стрессовые ситуации в
твоей жизни. |
2 |
3 |
Пути выхода из стресса. |
2 |
4 |
Ты – мне, я – тебе. |
2 |
5 |
Итоговое. |
2 |
Занятие № 1
Знакомство. Нормы поведения в группе.
Цель: развитие у каждого участника
тренинга чувства доверия друг к другу,
формирование атмосферы взаимной поддержки.
Задачи:
- Познакомить учащихся друг с другом.
- Дать общий обзор и понятие о занятиях.
- Обозначить нормы поведения и взаимоотношения
друг с другом.
Деятельность
1. Вступительное слово тренера.
Общий обзор и понятие о занятиях.
Тест «По сигналу тревоги».
2. Выявление знаний учащихся.
Привести примеры, когда и почему людям было
трудно познакомиться друг с другом. Как они это
преодолевали в разные времена у разных народов.
Тест «Сигнал тревоги» (приложение).
3. Отработка навыков.
Упражнение «Ласковое имя».
Ассоциации.
4. Ознакомление учащихся с новой
информацией.
Устанавливаются принципы безопасности и права
каждого:
- каждый имеет право отказаться от предложения
выступить или пропустить игру один раз за урок;
- все, что происходит в группе не выходит за ее
пределы;
- санкции к нарушителям (предлагают сами
учащиеся);
- в работе группы участвуют все;
- время на обдумывание вопроса не более 10
секунд;
- … (предложения принципов учащимися).
5. Домашнее задание:
пожелания и предложения по выполнению норм в
группе.
Занятие №2
Понятие стресса. Стрессовые ситуации в
твоей жизни.
Цель: создание позитивной установки
(мотивации) на работу.
Задачи:
1. знакомство со стрессом (что такое стресс;
фазы, из которых он состоит; физиологические
особенности его проявления);
2. выявление негативной и позитивной роли стресса
в жизни человека.
Деятельность
1. Выявление знаний учащихся.
Разминка: упражнение «Пространство тела».
Примеры критических ситуаций в своей жизни
каждого участника. Ощущения и чувства участников
во время стресса.
2. Ознакомление учащихся с новой информацией.
Понятие стресса. Фазы, из которых состоит
стресс, физиологические особенности его
проявления. Наиболее распространенные
стрессовые ситуации у детей и подростков и их
неизбежность
3. Отработка навыков.
Ролевая игра «Суд над стрессом».
Упражнение «Ладошка»
4. Практическое применение (домашнее задание).
Написать «Оду» стрессу (стилизация под
известный литературный жанр).
Занятие №3
Пути выхода из стресса.
Цель: обучение конкретным навыкам жизни со
стрессом.
Задачи:
1. Предоставление информации о способах
преодоления стрессовых ситуаций в жизни
человека.
2. Дать возможность выбора индивидуальных
способов управления стрессом.
3. Отработка навыков антистрессового поведения.
Деятельность
1. Выявление знаний учащихся.
Дискуссия на тему: способы преодоления
стрессовых ситуаций (степень надежности).
2. Ознакомление учащихся с новой информацией.
Пути выхода из стресса:
- общение и коммуникабельность;
- релаксация;
- дыхание;
- развлечения и игры (семейное время, музеи,
музыка, спорт, отдых);
- игры для здоровья;
- движение и массаж;
- спорт;
- искусство и др.
3. Отработка навыков.
Релаксация «Скала».
Визуализация.
Упражнение «5 шагов пути к успеху».
4. Практическое применение (домашнее
задание).
Занятие №4
Ты – мне, я – тебе.
Цель: формирование навыков партнерского
общения (взаимодействия)
Задачи:
- ознакомить со способами поддержки другого
человека в стрессовой ситуации;
- овладеть приемами самопомощи как
индивидуальной стратегии управления стрессом.
Деятельность
1. Выявление знаний учащихся.
Способы поддержки другого человека в
стрессовой ситуации (примеры из жизни,
литературы, СМИ).
2. Ознакомление учащихся с новой информацией.
Известные в психологии и традиционных
культурах снятия стресса.
3. Отработка навыков.
Упражнение «Мыльный пузырь».
4. Практическое применение (домашнее задание).
Возможно, на основе коллажа, поразмышлять на
тему: «Как я могу «приручить» стресс?»
Занятие №5
Итоговое.
Цель: подведение итогов тренинга.
Задачи:
- расширение представлений участников о
собственном внутреннем мире, о человеческом
общении;
- повышение стрессоустойчивости участников
тренинга.
Деятельность
1. Выявление знаний учащихся.
Вспомнить и поделиться опытом получения
поддержки от других людей.
Групповая дискуссия на тему: «Как я могу помочь
другому человеку в критической ситуации»
(обобщается и закрепляется полученный на
тренинге опыт).
2. Отработка навыков.
Упражнение «Комплимент».
Упражнение «Сундучок в дорожку».
3. Обсуждение самых ярких и
значительных переживаний, полученных в течении 5
встреч.
Источник: http://festival.1september.ru/articles/416279/ |