В
ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры
человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз.
Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на
данные антропологов об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного
европейца, можно предположить, что новорожденный современного человека ни в
чем существенном не отличается от новорожденного, жившего десятки тысяч лет
назад. Как
же получается, что при сходных природных предпосылках уровень психического
развития, которого достигает ребенок на каждом историческом этапе развития
общества, не одинаковый? Детство — период, продолжающийся от новорожденности до
полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период
становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом
продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности
детства в эпоху Средневековья или в наши дни. Этапы детства человека — продукт
истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому
нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития
человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность
детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной
культуры общества.
Как
известно, теория познания и диалектика должны складываться из истории
философии, истории отдельных наук, истории умственного развития ребенка и
детенышей животных, истории языка [84]. Заостряя внимание именно на истории
умственного развития ребенка, следует отличать ее как от развития ребенка в
ортогенезе, так и от неравномерного развития детей в различных современных культурах.
Проблема
истории детства — одна из наиболее трудных в современной детской психологии,
так как в этой области невозможно проводить ни наблюдение, ни эксперимент.
Этнографам хорошо известно, что памятники культуры, имеющие отношение к детям,
бедны. Даже в тех, не очень частых случаях, когда в археологических раскопках
находят игрушки, это обычно — предметы культа, которые в древности клали в
могилы, чтобы они служили хозяину в загробном мире. Миниатюрные изображения
людей и животных использовались также в целях колдовства и магии. Можно
сказать, что экспериментальным фактам предшествовала теория.
Теоретически
вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах
П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина [14; 36; 178]. Ход
психического развития ребенка, согласно Л. С. Выготскому, не подчиняется вечным
законам природы, законам созревания организма. Ход детского развития в классовом
обществе, считал он, "имеет совершенно определённый классовый
смысл". Именно поэтому, он подчеркивал, что нет вечно детского, а
существует лишь исторически детское. Так, в литературе XIX века многочисленны
свидетельства отсутствия детства у пролетарских детей. Например, в
исследовании положения рабочего класса в Англии, Ф. Энгельс ссылался на отчет
комиссии, созданной английским парламентом в 1833 году для обследования
условий труда на фабриках: дети иногда начинали работать с пятилетнего
возраста, нередко с шестилетнего, еще чаще с семилетнего, но почти все дети
неимущих родителей работали с восьмилетнего возраста; рабочее время у них
продолжалось 14-16 часов [96].
|